Программа элективного курса
«Лоскутное шитье»
Афенова Людмила Константиновна
СОШ № 1, г.Радужный учитель технологии
Пояснительная записка.
Данный курс в рамках предмета: «Технология»
- помогает познакомиться с искусством лоскутного шитья, разнообразием изделий быта и одежды в этой технике;
- развивает художественный вкус и умение, терпение, бережное отношение к материалам и приносит истинное удовлетворение от выполненной работы;
- закрепляет навыки раскроя, моделирования и конструирования изделий из ткани, а также работы на швейной машине;
- способствует профессиональной ориентации учащихся (швея, художественная обработка ткани, дизайнер по оформлению интерьера помещений).
Курс рассчитан на 16 часов. Предусматривает теоретический материал и практические занятия по изготовлению изделий в лоскутной технике по выбору учащихся (прихватка, подушка, грелка на чайник, салфетка) и оформление проекта на 1 изделие.
Цели и задачи курса:
- овладение учащимися искусством лоскутной техники;
- закрепить навыки работы с тканью, полученные в 6-8 классах;
- научить правильно подбирать необходимые материалы и планировать
предстоящую работу;
- составлять эскизы и схемы изготовления изделий, подбирать цветовую гамму
тканей;
- вызвать интерес к данной работе, желание сделать свой быт уютнее, добрее своими руками,
доставляя радость себе и окружающим;
- познакомить с профессиями – дизайнер по интерьеру помещений, швея,
художник по тканям;
- закрепить умение составлять проект по работе над изделиями, умение работать с литературой.
Распределение часов курса.
Итого: 16 часов
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. |
Вводное. Выставка изделий. Применение лоскутной техники. Материалы и инструменты.
Выбор тканей. Природа цвета. Подготовка к работе. Составление схемы изделия из полос «Елочка».
Техника лоскутной мозаики. Шитье из полос. Раскрой. Шитье верхней части изделия.
Шитье и отделка изделий. Практическое занятие. Шитье 2-го изделия по схеме: «Колодец»
Шитье из квадратов и треугольников. Схемы: «Шахматка». Раскрой и шитье верхней части изделия.
Продолжение работы. Шитье готового изделия.
Стежка изделий в лоскутной технике.
Итоговое занятие. Зачетное занятие. Выставка и защита проектов. |
2 часа
2 часа См.приложение образец №1
2 часа
2 часа см.приложение образец №2
2 часа См.приложение образец №3
2 часа
2 часа
2 часа |
Содержание курса.
Тема 1. (2 часа)
Вводное занятие.
- Название курса. Выставка изделий в лоскутной технике.
- Немного истории.
- Материалы и инструменты.
Тема 2. (2 часа)
- Выбор тканей. Подготовка к работе.
- Характеристика тканей.
- Природа цвета.
- Схемы (рисунков) изделий из полос. «Елочка» (практическая работа на листе бумаги).
Тема 3. (2 часа)
Техника лоскутной мозаики:
- раскрой полос, разметка швов. Швы «взаутюжку», «вразутюжку». Шитье верхней части изделия.
Тема 4. (2 часа)
Шитье готового изделия. Отделка изделия.
- Составление схемы: «Колодец». Раскрой полос для 2-го изделия.
Тема 5. (2 часа)
Шитье изделий из квадратов и треугольников.
- Составление схем изделий: «Шахматка». Раскрой.
Тема 6. (2 часа)
Практика. Продолжение занятий. Шитье готового изделия.
Тема 7. (2 чваса)
Стежка изделий:
- назначение стежки в лоскутной технике. Техника стежки. Практическая работа – стежка готовых изделий.
Тема 8. (2 часа)
Итоговое занятие. Зачет. Оценка изделий. Защита проектов. Выставка готовых изделий.
Учебно-методическое обеспечение и литература:
И.Ю.Костикова: «Школа лоскутной техники».
Москва-Просв.2000 г. «Волшебные лоскутки».
Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская».
Изд. «Учебная литература» 2003 г.
Заявка на участие
в конкурсе авторских программ
элективных курсов в условиях
предпрофильной подготовки и
профильного обучения
Программа элективного курса
«Фитодизайн.
Искусство цветочной композиции»
Ф.И.О. автора Афенова Людмила Константиновна
Место работы СОШ № 1
Должность учитель технологии
Телефон 7-01-61
Пояснительная записка.
Данный курс в рамках предмета: «Технология» помогает учащимся глубже сформировать эстетический вкус, а также дает возможность увидеть красоту природы, побуждает задуматься о взаимосвязи мира вещей и мира природы, способствует профессиональной ориентации школьников (аранжировщик, дизайнер) и развитию творческих способностей, исследовательской и проектной деятельности.
Курс предусматривает теоретический материал, практические занятия по изготовлению различных видов изделий из цветов (композиция, бутоньерка, панно) и оформление небольшого проекта по желанию учащихся по одному изделию. Рассчитан на 16 часов.
Цели курса и основные задачи:
- овладение учащимися искусством цветочной композиции;
- воспитание эстетического вкуса, фантазии, любви к природе;
- формирование у учащихся основ дизайнерского образования;
- вызвать интерес к данному искусству, желание сделать свой быт уютнее, добрее своими руками, доставляя радость себе и окружающим;
- познакомить с профессиями: аранжировщик, дизайнер, флорист.
Распределение часов курса.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. |
Вводное занятие. Выставка изделий. Язык цветов. Икебана.
Экскурсия. Сбор природных материалов. Правила сбора и хранение материалов.
Правила составления букета и композиции. Практика.
Осенние букеты и композиции. Практическое занятие.
Виды цветочных произведений. Бутоньерка. Практическое занятие
Настенное панно. Практическое занятие.
Настенное панно. Практическое занятие.
Оформление проекта. Выставка изделий. Анализ. Зачет по теме. Итого: |
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа. 16 часов |
Содержание курса.
Тема 1 (2 часа)
Вводное занятие Язык цветов. Икебана. (Теоретическое занятие). Выставка изделий, рассматривание иллюстраций.2
1. Назначение цветов в жизни человека.
2. Немного истории. Икебана.
3. Материалы и инструменты для составления букетов и композиций.
4. Вазы и подбор материалов.
5. Аранжировщик, дизайнер, флорист.
Занятие в форме экскурсий:
- разнообразие природного материала;
- правила сбора и хранение материалов;
- составление части букета и композиции;
- бережное отношение к природе.
Тема 3 (2 часа)
- Правила составления букета и композиции. Практика.
- Аранжировка.
- Правила составления букета и композиции: а) форма; б) цвет; в) объемность; г) пропорции; д) гармония.
Теоретическая часть Показ учителем.
Практическая часть: составление букета.
Тема 4 (2 часа)
Осенние букеты и композиции:
- отличительные особенности осенних букетов и композиций;
- схемы (формы букетов и композиций);
- практическая часть: составление осенней композиции и букета.
Тема 5 (2 часа)
Виды цветочных произведений. Бутоньерка
- назначение и виды бутоньерок;
- материалы для составления бутоньерки;
- последовательность изготовления и способы крепления цветов.
Тема 6 (2 часа)
Виды цветочных произведений. «Настенное панно»
- схемы составления цветочных композиций в панно (рисунки);
- рамки и плетеные формы для панно;
- техника изготовления и способы крепления материалов. Показ.
Тема 7 (2 часа)
Продолжение темы № 6. Практическое занятие по изготовлению панно.
Тема 8 (2 часа)
Итоговое занятие. Зачетный урок по теме курса.
- Тестирование по теме курса.
- Выставка изделий.
- Защита проекта.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература:
Е.Ф. Новикова «Вдохновение» Минск 1994 г.
«Икебена и бонсай» Веre Москва 2000 г.
Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир» Linka press 1997
Журналы: Приусадебное цветоводство №6,8,12 2001 г. 2003 г.
Фотографии и иллюстрированный материал, открытки, печатный материал из газет.