элективного курса для учащихся 9-х классов
Тема: «Художественная керамика»
участвовала в Российской региональной научно-практической конференции (31.10 – 1.11.2001 г.) Публиковалась в сборнике «Соверщенствование обучения технологии в образовательной школе и педагогическом вузе: «Теория и практика» часть 2, стр.9.
Разработал: Блинов Владимир Александрович,
учитель трудового обучения высшей категории, СОШ №29 г.Владиимира
Пояснительная записка.
Содержание программы «Художественная керамика» направлено на формирование у учащихся технологической культуры, через самореализацию и развитие индивидуальных качеств личности. Программа даёт возможность учащимся ознакомиться с начальными знаниями по основам художественной керамики и применить полученные знания на практике. Успешная реализация программы создаёт предпосылки к осознанному выбору профессии керамиста.
Цели и задачи программы:
-
познакомить с культурой керамики, как одному из древнейших видов
производства на Земле.
-
подготовить учащихся к первоначальному осознанному профессиональному
выбору.
-
развить
самостоятельность и творчество через метод школьного творческо
го проекта, мотивирующего уверенность в собственных силах, создавая
возможность освоения будущей профессии.
- способствовать привитию культуры труда при выполнении учебных заданий.
В основу теоретических и практических занятий положен дидактический принцип концентричности в знаниях, умениях и навыках.
Для решения поставленных задач проводится дифференцированное обучение художественному ремеслу с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В рамках курса осуществляется интеграция с другими предметами, такими как математика, химия, трудовое обучение, черчение, ИЗО. Практические занятия развивают мелкую, двигательную моторику рук.
Оценка информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Мировую художественную культуру керамики (обзорно). Основные центры художественной керамики в России. Виды глины и её свойства. Гипс и его свойства. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовле нии художественной керамики. Способы сушки и обжига глины, терракота, майолика, глазури, ангобы. Основной состав термических красок, основные способы декорирования поверхности изделий из керамики, устройство муфельной печи. Техника безопасности при обжиге. Основные требования, предъявляемые к профессии керамиста.
Учащиеся должны уметь:
- читать и составлять эскиз или чертёж изделия
- определять пригодность глины к выполнению работ
- лепить простейшие формы из глины
- производить гипсовую форму для шликерного литья
- осуществлять шликерное литьё
-
создавать простейшую роспись на керамических изделиях ангобами,
керамическими красками
- производить глазурирование и обжиг изделия в муфельной печи
- выполнять творческий школьный проект по изделию из керамики
- применять безопасные приёмы в работе с керамикой.
Повышенный уровень обученности
- овладение техникой сграффито, техникой фляндровки
- уметь готовить состав глазури по одному из рецептов
- знать основы производства керамической плитки
Методы активного обучения в курсе «Художественная керамика» предполагают:
- проблемное обучение (технология шликерного литья)
-
мозговой
штурм (коллективный поиск решения поставленной пробле
мы
- проектирование)
-
метод
деловой игры (моделирование учащимися профессиональных
производственных отношений на современном керамическом
приедприятии)
Учебно методическое обеспечение
- авторский в/ф «Художественная керамика», оператор |В.И.Харченко|
- набор керамических красок, кистей, глазурь, турнетка, аэрограф
- стамески, цикли, лопатки, стеки, ножи, циркули, печатки, лекало
- гипс, гипсовки, гипсовые модели
-
плакаты,
таблицы, готовые изделия, фотографии классических изде
лий из керамики.
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов Теория |
Кол-во часов Практика |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
|
2. |
Основы материаловедения. |
2 |
1 |
3. |
Основные технологические операции. |
2 |
8 |
4. |
Виды декоративной отделки керамических изделий. |
2 |
6 |
5. |
Проектные работы. |
2 |
12 |
|
ИТОГО: |
9 |
27 |
|
ИТОГО: |
36 |
|
Содержание курса.
Тема 1. Место и роль керамики в мировой культуре.
Развитие керамики в России. Художественная керамики на ВЗКИ.
Тема 2. Профессия современного керамиста.
Тема 3. Виды и состав глин.
Технологические свойства глин.
Тема 4. Составление и приготовление керамических масс.
Способы сохранения пластических свойств глин. Практическая работа.
Тема 5. Лепка простейших форм изделий из глины, по выбору ученика.
Лепка игрушки «ослик». Лепка фигурки - «свистулька». Практическая
работа.
Тема 6. Шликерное литьё.
Изготовление деревянной болванки. Выполнение гипсовой формы. Шликерное литьё в гипсовую форму. Практическая работа.
Тема 7. Сушка, зачистка и обжиг керамических изделий. Терракота.
Техника безопасности при термообработке керамических изделий.
Практическая работа.
Тема 8. Способы декорирования поверхности изделий из керамики.
Инструменты и приспособления.
Тема 9. Технология росписи изделий керамическими красками.
Декорирование поверхности изделия техникой «с г р а ф ф и т о», ангобирование. Глазурирование. Майолика. Практическая работа.
Тема 10. Составление технического проекта.
Выбор и обоснование темы проекта. Техническая справка. Историческая справка. Эскиз изделий из керамики. Точение деревянной болванки. Получение гипсовой формы. Литьё в форму. Утельный обжиг. Декоративная отделка изделий. Экономическое обоснование изделий из керамики. Лейбл. Вывод. Развивающая практическая работа.
Тема 11. Экскурсия на ВЗКИ.
Просмотр в/ф «Художественная керамика» - авторский фильм. Съёмка -
В.И. Харченко.
Список литературы.
Волкова Ф.Н. Общая технология керамических изделий. -Стройиздат, 1989.
Алексин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке -М: «Агар», 1999.
Чистякова С.Н.Твоя профессиональная карьера. Учебник 8-11 классов.- М.: Просвещение, 2003.
Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии, 2002.
Школа и производство № 3, 1993, журнал.