Элективный курс
введение в кружевоплетение.
Автор: Горбунова Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Центра внешкольной работы «Лад» ЗАТО
г. Радужный Владимирской области
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Программа дополняет и конкретизирует знания учащихся о художественном наследии, полученные ими в школе, помогает приобрести навыки художественного прикладного творчества.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к многовековым традициям народного искусства, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно необходимых навыков, целостное восприятие русской культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности.
Цель программы: эстетическое, духовное и патриотическое воспитание, общее и творческое развитие личности и подготовка к активной социальной жизни.
Задачи программы:
- социально – педагогические (социализация личности обучающегося, т.е. естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, развитие культурного уровня, формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения объектов народного художественного наследия, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны);
- обучающие (знакомство с народными традициями, древними и современными художественными промыслами, с эстетикой народного творчества, а также допрофессиональная ориентация в области декоративно – прикладного искусства);
- познавательные (получение знаний о народном художественном наследии России);
- мотивационные (формирование желания продолжить обучение по данному профилю);
- развивающие (развитие эстетического и художественного вкуса, потребности к самовыражению через художественное творчество).
Программа рассчитана учащихся 7 – 11 классов.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Часы |
||
Теоретич. |
Практич. |
Всего |
||
1. , |
История возникновения кружевоплетения на коклюшках в России |
2 |
|
2 |
2. ,2 |
Основные приемы кружевоплетения на коклюшках |
1 |
4 |
5 |
3. ,3 |
Центры кружевоплетения в России. Особенности техники и орнамента |
2 |
1 |
3 |
4. ,4 |
Материалы и выразительные средства кружевоплетения |
2 |
1 |
3 |
5. ,5 |
Моделирование кружевных изделий. Изготовление сколков |
1 |
2 |
3 |
ИТОГО: |
8 |
8 |
16 |
Содержание разделов программы:
1. Кружевоплетение – один из видов декоративно – прикладного творчества. История русского кружева. Место кружева в современном быту. Демонстрация изделий и образцов. Знакомство с материалами и приспособлениями, необходимыми для работы.
2. Изучение основных приемов: «перевить» и «сплести» . Подготовка коклюшек: навивка нити и образование закрепительной петли. Техника плетения основных элементов: «плетешок», «насновка», «полотнянка», «сеточка».Понятие «парно – сцепное кружево».
Практические занятия.
Отработка на тренажере основных элементов: «плетешок», «насновка», «полотнянка», «сеточка» (см. приложение 1).
3. Исторически сложившиеся центры кружевоплетения в России: Вологда, Елец, Кириши, Балахна, Киров и др..Особенности техники и орнамента, Демонстрация образцов. Специфические элементы: «вилюшка», «елецкий цветок», «одуванчик», «вятское перекрещивание», «киришская лапа» и др..Особенности многопарной техники плетения. Михайловское цветное кружево. Демонстрация образцов.
Практические занятия:
Тестирование по темам:
а) Усвоение материала «Основные элементы плетения» (определить на предложенных фотографиях с образцами наличие основных элементов плетения).
б) Усвоение материала «Особенности орнамента основных центров кружевоплетения России»(определить на предложенных фотографиях с образцами наличие специфических элементов).
4. Материалы и выразительные средства кружевоплетения. Историческая справка о применении золотой, серебряной, цветной, льняной, шелковой нитей, об использовании жемчуга и бисера в кружевоплетении. Техника вплетения жемчуга и бисера в кружево (демонстрация). Кружево в модной одежде . Демонстрация коллекции моделей с использованием кружева (видео).
Практические занятия:
Попытка разработать модель одежды с использованием кружева. Цветовое решение, материалы.
5. Моделирование кружевных изделий. Изготовление сколков. Этапы работы.
Практические занятия:
Изготовление сколка для плетения при помощи обычной фотографии. (см. приложение 2) Учащиеся получают одинаковые фотографии цветка, из которых после выполнения определенных этапов работы делают готовые к плетению технические рисунки (сколки).
Результат освоения программы:
1. Учащиеся знакомы с историей возникновения кружевоплетения на коклюшках в России, с основными центрами кружевоплетения, с различными техниками и приемами плетения.
2. Учащиеся на практике научились выполнять основные приемы и элементы.
3. Создана мотивация на дальнейшее изучение данного вида декоративно-прикладного творчества как имеющего практическую ценность в быту и при создании модной одежды .
4. Создана ситуация успеха в освоении сложного и трудоемкого ремесла вследствие работы на несложном тренажере и применении при обучении созданию сколков эффективной простой методики.
Список используемой литературы.
1. Белогорская Р.М., Ефимова Л.В. «Русская вышивка и кружево», М., 1985.
2. «Основы художественного ремесла» (под редакцией В.А.Барадулина), М.,1979.
3. Фалеева В.А. «Русское плетеное кружево», Л., 1983.
4. Попова О.С. «Народные художественные промыслы», М., 1984.
Приложение 1.
Тренажер для ознакомления с техникой плетения четырех основных элементов представляет собой четырехгранную призму, на каждой грани которой закреплены деревянные колышки, к которым прикреплены не толстые веревки с коклюшками на концах. Такие нити легко расплести и повторить упражнение снова.
Приложение 2.
Техника изготовления сколка по любому рисунку:
1. Взять понравившийся рисунок и увеличить до нужных размеров (рис.1).
2. Обвести контуры рисунка (рис. 2).
3. Перевести контуры на кальку (рис. 3).
4. Упростить слишком мелкие подробности (рис. 4).
5. Сгруппировать линии в тесёмки (рис. 5).
6. Наметить точки накола (рис. 6).