«Основы бондарного ремесла»
автор :Кричевцов Николай Александрович,
учитель трудового обучения
Бавленской средней
общеобразовательной
школы
Элективный курс по трудовому обучению для 9 класса на тему «Основы бондарного ремесла». Программа рассчитана на 16 занятий по 2 часа, включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе личного опыта работ с учащимися по трудовой подготовке, в кружках технического творчества и в групповых занятиях по интересам.
Бондарное ремесло - одно из древнейших на Руси. Планирование курса «Основы бондарного ремесла» включает в себя тематику таких разделов как материалы, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения бондарных работ. Вид и назначения бондарных изделий, особенности их конструкции и технологии изготовления кадки.
Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения. Ученикам предлагаются темы разделов изготовления бондарных изделий малых форм по усмотрению учащихся (праздничная посуда, посуда для украшения стола, декоративные сосуды). Творческий подход к изделиям – это узоры на бондарной посуде с применением различной резьбы, выжиганием и обжигом.
Основной задачей курса «Основы бондарного ремесла» является: совершенствование технологии получения пиленых и колотых клепок. Рационализация инструментов и приспособлений для черновой и чистовой обработки клепок. Выполнение сборочных операций. Подготовка ученика к профессиональному выполнению задания.
Очень важно показать детям богатство выразительных средств ремесленного с переплетением художественного творчества, дать им возможность своими руками создать красивую вещь. Ученику представляется возможность во всякой работе попробовать свои силы и сделать выбор.
Творческий проект завершает программу курса.
Элективный курс составлен на основании следующих целей:
Цель курса: предоставить ученикам возможности исследования видов народных ремесел и промыслов на накопленном материале, в школьных мастерских и за ее пределами.
Задачи курса:
1. Заинтересовать учеников народными ремеслами и промыслами.
2. Показать детям возможность изучения «Основы бондарного ремесла» через обращение к литературным источникам.
3. Дать возможность учащимся проявить свои творческие возможности при составлении проекта.
4. Большое внимание уделяется практической части, которая занимает 85% отведенного времени.
5. Задача практической части – отработать основные операции бондарного ремесла с применением декоративной отделкой посуды: жбаны, кружки, ушатики, барильца, солонки, лагуны. Отделкой может служить геометрическая плоскорельефная резьба, выжигание, роспись. Такие скромные бондарные изделия и превращаются в истинное произведение декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты обучения:
Расширение теоретических знаний и закрепление практических навыков в обработке материалов; освоение и получение самостоятельных исследований по народным ремеслам и промыслам, связанных с неотъемлемой частью нашей современной национальной культуры.
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
Ø О связи утилитарной и художественной функции в предмете;
Ø О свойствах материала, определяющих технику по обработки и декора;
Ø О различных приемах обработки материалов и их художественного оформления;
Ø Основные народные ремесла и промыслы России (историю народных промыслов).
Учащиеся должны УМЕТЬ:
Ø Выбирать породу древесины для изготовления бондарных изделий;
Ø Выполнять расчет размеров кадок;
Ø Правильно заготавливать клепку ;
Ø Самостоятельно изготавливать специальные инструменты и приспособления для бондарного дела;
Ø Выполнять несложную бондарную посуду с коническим остовом;
Ø Уметь самостоятельно подобрать отделку бондарным изделием
Тематическое планирование элективного курса по трудовому обучению для учащихся 9 класса
№ |
Тема занятий |
Основное содержание занятия |
Материалы |
Задание |
1. |
Введение. Народные ремесла и промыслы |
Дать цепочку развития народных ремесел и промыслов Владимирского края. |
Книги: А.С. Хворостов, Л.А. Логачев, И.В. Нилов Демонстрация экспонатов и работ учащихся из школьного музея и мастерской. Подборки работ и творческие проекты уч-ся выпускников |
Разговор с родителями о народных мастерах умельцах поселка Бавлены. |
2. |
Дизайн и ДПИ. Материалы и инструменты для ДПИ |
Что такое дизайн? ДПИ связано с приобретением и совершенствованием трудовых навыков и играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании уч-ся. |
В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла». М. Разина «Русское народное творчество». |
Выполнить эскиз, композиция, в квадрате геометрических орнамент. |
3. |
Техника и технология исполнения декоративных работ (металл) |
Художественная обработка металла: теснение, чеканка, ковка. |
А.В. Флеров «художественная обработка металлов». |
Выполнение практической части изделия по собственному эскизу. |
4. |
Практическое занятие по материалам приготовленным |
Овладение элементами художественной обработки металла. |
Б.И. Коромыслов «Основы художественного ремесла». |
Самостоятельная работа учащихся с литературой и практическая часть обработки материала.
|
5. |
Техника и технология исполнения декоративных работ (древесина) |
Художественная обработка древесины: резьба, мелкая скульптура. |
Т.А. Матвеев «Мозаика и резьба по дереву». |
Составление самостоятельно экспозиции розетки. |
6.
|
Практическое занятие по обработке древесины
|
Овладение элементами художественной обработки древесины.
|
А. Джапаридзе «Чтоб ожили стены».
|
Выполнение практической части изделий по собственному эскизу. |
7. |
Практическое занятие по обработке древесины или металла |
Смешанная техника, выполнение декоративных работ. Охрана труда и техника безопасности при выполнении практических работ в ручную и на станках. |
Д. Чирков «Декоративное искусство». М. 1971г. |
Оформление проделанной работы в качестве авторского текста. |
8. |
Заключение – творческий отчет |
В начале курса ученикам сообщается, что им предстоит выбрать форму творческого отчета: русское народное творчество; искусство вокруг нас; дерево рассказывает сказки; мозаика и резьба; поделки из природных материалов; в мире сплавов; гальванотехника в декоративном искусстве. В ходе работы получая результаты обработки материалов, учитель рекомендует им остановить свой выбор на той или иной форме творческого отчета. В этом направлении ученики работают самостоятельно. Через некоторое время проводится семинар, где ученики свои поделки и творческие отчеты представляют. Семинар завершает элективный курс по техническому труду. |
Самостоятельные творческие работы, отчеты учеников. |
Получив рекомендации учителя, определиться в научном и профессиональном плане на будущее. |
Список используемой литературы:
1. Ю.Г. Афиногенов «Приспособления для школьных мастерских». М. «Просвещение», 1974г.
2. В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла». М. «Просвещение», 1979г.
3. В.А. Барадулин «Сельскому учителю о народных промыслах». М. «Просвещение», 1979г.
4. И.Я. Богуславская «Русское народное искусство». Л. «Советский художник», 1968г.
5. А. Джапаридзе «Чтоб ожили стены». М. «Молодая гвардия», 1978г.
6. Б.И. Коромыслов «Основы художественного ремесла». М. «Просвещение», 1979г.
7. Т.А. Матвеев «Мозаика и резьба по дереву». М. «Высшая школа», 1978г.
8. А.С. Семенов «Охрана труда и техника безопасности». М. «Просвещение», 1976г.
9. А.И. Сергеев и др. «Техника безопасности на уроках труда в 8-летний школе». М. «просвещение», 1972г.
10. И. Стин и др. «Природа и фантазия». М. «Просвещение», 1971г.
11. Ф.П. Филенко «Поделки из природных материалов». М. «Просвещение», 1976г.
12. Д. Чирков «Декоративное искусство». М. «Советский художник», 1971г.
13. А.В. Флеров «Художественная обработка металлов». М. «Высшая школа», 1976г.
Здесь приведены черно-белые и цветне фотографии и иллюстрации, представляющие собой пояснительный материал по «Основам бондарного ремесла».
Так на 1 иллюстрации показан бондарный цех по изготовлению различных видов бондарных изделий, мы видим бочаров – профессионалов 16 века. Есть гравюра «Фугование клепок на ладиле» и «Столярный фуганок для фугования клепок».
Изготовление бондарного инструмента на 2 стр. «Зауторник». Последовательность сборки на 3 стр. видим 1 и последующие этапы сборки кадки.
Выравнивание «Рехтовка» клепок на стр. 4, на 5 стр. осаживание обручей, работа набойкой.
На рисунке 6 – работа с кривым и прямым стругом, выравнивание остова кадки.
Выполнение уторником операцию нарезание утора – стр. 7. Сборка, разметка и вырезание донника на стр. 8 и 9.