Элективный курс
«Художественная вышивка»
Автор: Ларина Вера Викторовна,
педагог дополнительного образования
Центра внешкольной работы «Лад»
ЗАТО г. Радужный Владимирской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как одно из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; ее красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово; оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.
Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента, уникальность технических приемов, доступность восприятия во многом способствуют формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру, определению своего «Я» в жизни.
Программа рассчитана для учащихся 9 классов. Она дает возможность развить перспективы дальнейшего образования в области декоративно-прикладного искусства и реализации творческого потенциала учащихся в разработке коллекций по темам народного искусства различных областей России.
Программа рассчитана на 16 часов, из них практические занятия составляют, примерно 80%.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
- развитие общей культуры школьников, приобщение их к русскому народному искусству;
- формирование технические навыки и приемы в выполнении различных швов и изделий;
-знакомство с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны.
Задачи:
- привитие им интереса и любви к декоративно- прикладному искусству;
- содействие профессиональной ориентации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практич.
|
||
1 |
Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство России. Виды народного творчества. Материалы для работы. |
1 |
1 |
-
|
2 |
Школа вышивальщицы. Основные правила. Инструменты, приспособления, материалы. Правила перевода рисунка на ткань. Правила работы в пяльцах. |
2 |
0,30 |
1,30
|
3 |
Простейшие и контурные швы, элементы глади. Салфетка. |
5 |
1 |
4 |
4 |
Владимирские швы. Творческая работа. ИТОГО: |
8
16 |
1 |
7 |
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЯ ДЕКОРАТИВНОТПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ВИДЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Рассказ-беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народных вышивок в нашей стране. Демонстрация изделий.
2. ШКОЛА ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ. ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА РИСУНКА НА ТКАНЬ. ПРАВИЛА РАБОТЫ ВПЯЛЬЦАХ
Демонстрация набора инструментов и их назначение. Азбука вышивальщицы: чисто вымыть руки; уметь правильно пользоваться инструментами; сохранять правильную осанку при работе в пяльцах; правильно вдевать нитку в иголку; уметь правильно ее закреплять; во время длительной работы соблюдать необходимые перерывы, не оставлять работу незаконченной; знать правила запяливания ткани; способы перевода рисунков на ткань.
Практические занятия.
Конспектирование основных понятий. Упражнения по отработке движения рук с иглой. Способы перевода рисунка на ткань.
3.ПРОСТЕЙШИЕ И КОНТУРНЫЕ ШВЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ГЛАДИ
Понятие о композиции. Виды орнаментов. Знакомство детей с различными тканями и их свойствами. Правила раскроя ткани для вышивки. Знакомство с простейшими швами: вперед иголку, стебельчатый, «козлик», с простейшими видами глади. Организация рабочего места.
Практические занятия.
Рисование узоров для салфетки. Раскрой салфетки с учетом запяливания. Подготовка трафарета. Перевод рисунка на ткань ив альбом. Запяливание. Прорисовка швов и запись их названия. Правильная осанка во время работы. Закрепление нити на ткани. Практическое выполнение вышивки. Оформление изделия. Анализ и оценка работы на каждом этапе.
4. ВЛАДИМИРСКИЕ ШВЫ
Знакомство детей с народным искусством Владимирской области. Яркие красочные владимирские швы или «верхошвы» в украшениях современных изделий. Образцы и сюжеты владимирских вышивок, знакомство с коллекцией изделий. Колорит владимирских швов. Особенности техники исполнения владимирской глади.
Практические занятия.
Зарисовка в альбом элементов владимирской вышивки. Рисование узора (сумочки, подушки, фартука). Подготовка трафарета, перевод рисунка на ткань. Запяливание. Практическое выполнение вышивки. Оформление изделия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ ГОДА
Обучающиеся получили минимальные знания и навыки:
- по подбору ткани для изделия;
- по построению узоров, изготовлению выкроек, трафаретов, лекал;
- по выравниванию краев ткани, по закреплению рабочей нитки;
- по выполнению простейших швов;
- по выполнению владимирских швов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Данная программа может корректироваться.
Основной метод занятий – фронтальный: все выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем обучающимся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Литвинец Э.Н., Учитесь вышивать, журнал «Сделай сам» М., Издательство «Знание» 1991.
Молотобарова О. С., Учите детей вышивать: Учеб. Пособие для студентов, учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.