Приложение 9. Текст
параграфов 3 и 4 и два варианта (ОСК-7 и ОСК-8)
по теме "Плоды и семена, их
распространение", составленные с
интервалом в 6 лет.
Текст
учебника приводится для наглядности.
§
3. Плоды и семена.
Летом
и осенью на растениях созревают разные по
форме и окраске плоды. Плоды образуются из
завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся
стенки завязи, ставшей плодом, носят
название околоплодника. Внутри плода
наводятся семена. По количеству семян плоды
разделяют на односемянные и многосемянные.
Различают
сочные и сухие плоды. Созревшие сочные
плоды имеют в составе околоплодника сочную
мякоть.
Ягода
- сочный плод с мякотью, покрытый снаружи
тонкой кожицей. Внутри плода находятся
мелкие семена. Плоды смородины, клюквы,
черники, томатов - ягоды.
Костянка
- сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и
твердым внутренним слоем околоплодника -
косточкой, внутри которой находится одно
семя. Плоды костянки имеют вишня, слива,
абрикос, черемуха. Встречаются и другие
виды сочных плодов.
Созревшие
сухие плоды сочной мякоти не имеют.
Семянка
- сухой плод, околоплодник которого
прилегает к единственному семени, но не
срастается с ним. Такие плоды образуются у
подсолнечника.
Зерновка
- сухой плод, у которого пленчатый
околоплодник срастается с семенной кожурой
единственного семени, как у пшеницы и
кукурузы.
Боб
- сухой плод, который вскрывается двумя
створками. Когда боб созревает, створки его
подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают
семена. Такой плод созревает у фасоли,
гороха, бобов, акации.
Стручок,
как и боб, имеет две створки, но семена в
стручке располагаются не на створках как у
боба, а на перегородке плода. Стручки
характерны для сурепки, капусты, редиса,
репы, брюквы, редьки, левкоя.
Коробочки
развиваются у льна, хлопчатника, мака,
фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные
семена этих растений высыпаются через
специальные отверстия или трещины в стенке
коробочки.
Семена
растений различают по форме и размерам.
Например, у орхидеи семена округлые и
мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у
таких хорошо вам известных растений, как
мак, петуния, астра и многих других.
У
фасоли, дуба, лещины семена сравнительно
крупные. Но самыми крупными считаются
семена сейшельской пальмы. Они достигают в
длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.
Семя
состоит из кожуры (оболочки), зародыша и
содержит запас питательных веществ. В
зародыше различают зародышевые корешок,
стебелек, почечку с листочками. Растения,
имеющие в зародыше семени одну семядолю,
называют однодольными. К однодольным
растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и
другие растения. У фасоли, гороха, яблони и
других зародыши семян имеют две семядоли.
Эти растения называют двудольными. Запас
питательных веществ может находиться в
семядолях или в особой запасающей ткани -
эндосперме. Из зародыша семени развивается
новое растение. Семя - это зачаток будущего
растения.
§
4. Распространение плодов и семян.
Плоды
и семена нередко могут оказаться далеко от
растений, на которых они созрели. Это
объясняется тем, что плоды и семена одних
растений имеют приспособления для
распространения ветром, другие - животными,
человеком, водой, а семена некоторых
растений, например, желтой акации и
бешеного огурца, разбрасывают сами
созревшие плоды.
Семена
тополя, покрытые белыми пушистыми
волосками, распространяются ветром на
большие расстояния. Ветром разносятся и
плоды одуванчика, имеющие парашютики.
Плод
клена распадается на две части, каждая из
которых имеет крыловидный вырост. Опадая,
половинки быстро вертятся в воздухе, что
замедляет их падение на землю; ветром они
могут быть унесены далеко в сторону от
дерева, на котором созрели.
Некоторые
степные растения ко времени созревания
плодов засыхают;
ветер
обламывает их у корня, перекатывает по
земле с места на место, рассеивая семена.
Такие растения получили название "перекати-поле".
Водой
распространяются плоды и семена не только
водных, но и некоторых наземных растений.
Ольха часто растет на берегах рек; ее плоды,
попадая в воду, не тонут. Течение уносит их
далеко от материнских растений. Плоды
кокосовой пальмы могут переноситься
морскими течениями с одного острова на
другой.
Семена
или плоды многих растений иногда невольно
распространяют животные и люди. По канавам,
около прудов и рек растет сорняк череда. Ее
плоды - семянки с шипами, покрытые загнутыми
зубчиками. Пробежит собака по зарослям
череды, пройдет какое-либо другое животное
или человек - маленькие шиповатые плоды
плотно прицепляются к шерсти или одежде, да
так, что щеткой не отчистишь, приходится
выдирать их руками.
Семена
растений с сочными плодами - рябины, бузины,
брусники, черники, черемухи, ландыша -
распространяют животные, в основном птицы.
Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места
на место, вместе с пометом выбрасывают
неповрежденные семена съеденных плодов.
Плоды
и семена некоторых растений прилипают или
прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и
попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в
автомобили и самолеты. При погрузке семена
попадают на землю, прорастают, и выросшие из
них растения часто находят на новых
территориях хорошие условия для жизни. Так,
из Европы в Америку в свое время был завезен
подорожник - обычное растение тропинок и
дорог. Коренные жители Америки - индейцы -
называют подорожник "следом белого
человека".
Разбрасывание
семян можно наблюдать у многих растений.
Например, летом в жаркий солнечный день
около кустов желтой акации можно услышать
легкое потрескивание - это растрескиваются
и разбрасывают семена созревшие бобы.
Разбрасывают свои семена также плоды
гороха и фасоли. Поэтому плоды этих
растений собирают до их полного высыхания,
иначе они выбросят семена и урожай погибнет.
В
Крыму и на Кавказе на сухих склонах и
морских побережьях можно встретить сорное
растение - бешеный огурец. После созревания
семян в его плодах скапливается слизь ,которая
вместе с семенами с силой выбрасывается из
плодов и прилипает к животному или человеку,
прикоснувшемуся к созревшему плоду.
Кажется, будто бешеный огурец стреляет
своими семенами.
(В.
А. Корчагина).
Как
видно из конспектов, тот и другой
охватывает материал сразу же 2-х параграфов.
Это
уже позволяет сэкономить целый урок. Имея
по-прежнему старый учебник, используя
материал конспекта № 2, мoжнo значительно
осовременить содержание материала. Всего 9
новых понятий, внесенных в ОСК, лишние 3-4
минуты для объяснения, систематизации и
осмысления данного материала.