Современное общество на своем пути экономического и политического развития предъявляет школе требования и задачи по модернизации, совершенствованию и развитию образовательной системы. Учебно-воспитательный процесс должен быть нацелен не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося, познавательных и созидательных способностей, на формирование у школьников правового самосознания, гражданской ответственности, духовности и общей культуры.

Решение этих задач в большой степени определяется уровнем педагогического мастерства учителя, его компетентностью во многих областях человеческого знания, гуманистической направленностью его личности, общей культурой, открытостью к новому, креативностью.

 

Концепция методической работы ВСОШ № 4 сложилась из идеи гуманитаризации образования и формирования гуманитарного мышления учителя, который:

 

Целью методической работы школы является повышение функциональной грамотности учителя, формирование педагогического мастерства как совокупности личностно-деловых качеств учителя, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

 

Основополагающим принципом методической работы школы является ориентация педагогов на саморазвитие, самоанализ, самоконтроль.

Методическая работа строится, исходя из общешкольных задач, диагностики, педагогического анализа, особенностей контингента учащихся и потребностей учителей, в соответствии с организационной структурой и годовым планом.

 

Ее основными направлениями являются:

 

Задачи методической работы:

 

Для решения поставленных задач созданы структуры:

 

В связи с этим используются следующие формы методической работы:

 

Управление методической работой осуществляется методическим советом школы.

 

В школе имеется необходимая нормативно-правовая база. Методическая деятельность также регламентируется школьными локальными актами (см. прил. 1, 2, 3).

Задачи профессиональной подготовки учителей традиционно решаются через два постоянно действующих семинара: методический и психолого-педагогический, на которых рассматриваются пути формирования и реализации педагогического мастерства, критерии качества и эффективности учебного занятия; изучаются способы овладения педагогической техникой, личность подростка и возможности ее развития; приемы коррекционной психолого-педагогической работы с трудными и многое другое (см. тематику в прил. 4, 5).

Учителя заполняют диагностические карты, анкеты, участвуют в деловых играх, выполняют практические задания, составляют психолого-педагогические характеристики, разбирают педагогические ситуации и пр.

Методические объединения предметников ведут работу по отбору и применению современных методов обучения и воспитания, отслеживания уровня ЗУН учащихся; обсуждают специфические для вечерней школы проблемы, осуществляют обмен опытом и т.п. (см. тематику в прил. 6).

Деятельность теоретических семинаров, методических объединений, индивидуальная работа педагога по самообразованию - все это организуется в соответствии с поставленной перед коллективом единой методической проблемой, хотя учителя при выборе личной темы ориентируются также и на собственные потребности, интересы, уровень мастерства, особенности профессиональной деятельности.

 

Работа по общешкольной проблеме имеет свою систему - трехгодичный цикл:

 

Так, когда в школу пришел подросток и возникла необходимость существенной перестройки не только образовательного процесса, но и психологии самого учителя, администрация предложила проблему "Психологизация УВП как один из путей повышения его эффективности". Этапы работы включали изучение закономерностей развития личности в целом и психического развития подростка, признаки девиантного поведения и методику педагогического воздействия на таких учащихся; создание условий для овладения педагогами техникой межличностного общения, психолого-педагогического обеспечения учебного занятия. Были проведены практические занятия для группы директоров вечерних школ области по теме Учет психологических особенностей подростка в системе вечернего образования, а затем семинар для директоров (см. прил. 8). Завершилась работа педагогической конференцией, материалы которой были обобщены в книге ВССШ № 4: проблемы, поиски, решения (ВГПУ, Владимир, 1997).

Следующая проблема "Методика формирования у школьников приемов умственной деятельности как одного из путей успешного обучения" была определена в соответствии с перспективными задачами по созданию системы формирования у учащихся умений учиться. Этапы работы над ней включали:

1)   определение уровней развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий;

2)   проведение поэлементного анализа содержания учебного материала: вычисление основных специальных и общеучебных (межпредметных) умений и определение уровней и этапов их формирования;

3)   классификация общеучебных навыков и умений;

4)   составление программы овладения умениями в виде таблиц;

5)   реализация разработанной программы через систему уроков и внеурочную работу.

На методическом семинаре изучались дидактические основы формирования общеучебных навыков и умений; технология постановки целей урока с учетом необходимости формирования общепредметных умений в соответствии с учебной программой, возрастом контингента, уровнем развития; проводилось практическое занятие по составлению системы заданий, направленных на формирование определенного умения.

На МО предметников и классных руководителей рассматривались вопросы:

В завершение первого этапа работы над общешкольной проблемой был проведен педагогический совет "Организация деятельности ученика на уроке" и определены задачи второго этапа.

В течение следующего учебного года каждый предметник спланировал, используя схему-классификацию, работу по формированию умений, указал в тематическом планировании виды деятельности учащихся на разных стадиях и осуществлял эту работу, отслеживая результаты и, в зависимости от них, производил корректировку обучения.

1999 - 2000 уч. год стал завершающим. Учителя занимались отработкой методики формирования того или иного умения. Главная роль на данном этапе отводилась контролю: самоконтролю и самооценке, административному контролю за сформированностью программных навыков и умений, анализу результатов.

К концу года учителя, проанализировав свою деятельность, представили свои выводы к итоговому методическому мероприятию. В течение учебного года проводились собеседования, индивидуальные консультации, в результате были написаны доклады к педагогической конференции, обобщающие личный педагогический опыт. Рукописи были изучены членами методического совета, доработаны авторами и прочитаны рецензентами. Затем состоялась конференция Формирование общеучебных навыков и умений как средство развития личности и повышения обучаемости.

Естественным образом возникла следующая проблема "Повышение эффективности диагностики и контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся как способ преодоления второгодничества".

Аналогично организованная работа позволила определить роль мотивационных, деятельностных и контрольно-диагностических компонентов образовательного процесса, способы диагностики и контроля за ЗУН учащихся. Итоговая конференция 2003г. уже включала перспективные задачи и направления последующей методической деятельности школы.

Работа по самообразованию носит различный характер. Некоторые педагоги используют возможность общения по личностным интересам через работу в творческих группах. В школе их две: по реализации внутрипредметных (словесники) и межпредметных (учителя естественно-математического цикла) связей.

Творческая активность учителя проявляется также в планировании деятельности школы и в анализе результатов УВП, в которых принимает участие каждый член коллектива.

Обмен опытом осуществляется как на методических совещаниях, педсоветах, конференциях, так и в текущей работе: при проведении месячника взаимопосещений, предметных недель, открытых уроков и внеклассных мероприятий, среди которых практикуются уроки по выбору, уроки по заказу, уроки по приглашению. В течение года каждый учитель не единожды показывает результаты своей работы.

В школе есть широкая возможность для демонстрации и обобщения положительного опыта через школьный методический журнал "ИСТОК" (Информационно-Методический Сборник: Теория, Опыт, Консультации). Создавая собственный журнал, методический совет преследовал цель не только предоставить учителю необходимую информацию юридического, методического, психолого-педагогического характера, но и пробудить в каждом стремление к творческому самовыражению. В Истоке печатаются выдержки из нормативных документов, материалы педсоветов и конференций, репортажи о школьных событиях, работы учащихся. Каждый учитель имеет возможность на страницах журнала поделиться мыслями на волнующую его тему, рассказать о своем коллеге. Исток поддерживает морально, помогает педагогам осознать свою нужность, реализовать свой творческий потенциал.

Хорошим стимулом работы над собой служит в четвертый раз проводимый школьный конкурс Учитель года. Цели и задачи конкурса, порядок проведения определены соответствующим локальным актом.

Экспертная группа в течение учебного года отслеживает с помощью информационной карты профессиональной деятельности уровень педагогического мастерства и исполнительской культуры учителя, активность и инициативность в методической работе, участие в общешкольных мероприятиях, обмене опытом, педагогическом анализе и т.д. Набравшие наибольшее количество баллов (3 человека) выходят в финал; в результате финальных испытаний выявляется победитель. Конкурс проводится в конце учебного года и становится настоящим педагогическим праздником.

Финалист, получивший звание Учитель года , в течение следующего учебного года имеет (согласно школьному Положению о выплате надбавок и доплат) 10 % надбавку к должностному окладу. А в кабинете устанавливается табличка, свидетельствующая, что здесь работает победитель школьного конкурса, что накладывает на учителя дополнительные обязательства и стимулирует творческую активность коллег.

Внутришкольный контроль за методической работой, формированием педагогического мастерства выстроен на демократических началах и органично связан с остальными формами деятельности педагогического коллектива.

Приведенный ниже алгоритм управленческих действий убедительно показывает, каким образом администрация пытается воплотить в жизнь ведущую педагогическую идею, о которой шла речь в разделе 4: от мотивации - через объединение общими целями и создание условий - к решению проблемы.

Мотивация педагогической деятельности и ее совершенствования

   Преобладающими мотивами педагогической деятельности являются: мотивы долженствования; заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом; любовь к детям. В упрочении мотивов важную роль играет чувство удовлетворенности: процессом труда; положением в обществе, в коллективе; результатом своей и общей деятельности. Чем больше учитель удовлетворен своей работой, тем лучше он работает, тем больше в нем преобладает внутренняя мотивация, которая и является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства.
    Создать или развить мотивацию, показать работнику его возможности, поддержать его на пути инициативы и творчества, увидеть в каждом личность - одна из главных задач руководителей ВСОШ № 4.

Интеграция усилий всех членов педагогического коллектива через общие цели и ценности    Добиться решения поставленных обществом перед школой задач можно только в коллективе, имеющем единые, четко сформулированные цели и ценности.
   В решении учебно-воспитательных задач педагогический коллектив, исходя из своеобразия контингента учащихся, определил для себя модель образовательного процесса следующим образом: воспитание как приоритетная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития.
   Важнейшими целями и задачами сегодня являются воспитание гражданственности, патриотизма, формирование нравственности, духовности учащихся. Их решение зависит от гуманистических идеалов и гражданской позиции самого педагога, от его ценностных установок, главная из которых - признание личности ребенка высшей социальной ценностью.
Организация деятельности и создание условий для профессионального роста    Возможность самореализоваться дает человеку хорошо организованный труд.
   В ВСОШ № 4 созданы благоприятные условия для творческого роста педагога, его самореализации. Используются целесообразные формы методической работы, продуманный комплекс мероприятий по формированию педагогического мастерства, личностно-деловых качеств учителя, определяющих результативность учебно-воспитательной деятельности школы.
   Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений, навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
   Методическая работа в школе подчинена решению основной задачи - совершенствованию УВП с учетом индивидуальных особенностей учителей и учащихся и предоставлением в соответствии с запросами общества образовательных услуг.
Поощрение и стимулирование творческой деятельности    Неподкрепляемая мотивация имеет тенденцию к угасанию. Хорошая работа без признания приводит к разочарованию и снижению творческой активности и самоотдачи. При невысокой заработной плате учителя необходимо повысить роль моральных стимулов. Руководство ВСОШ № 4 видит выход в адекватной оценке труда каждого, использует различные формы поощрений: похвалу, благодарность, признание заслуг, успеха в том или ином виде деятельности и, по возможности, премирование.
   При этом важно поддержание здорового психологического климата, качественных межличностных отношений, эмоционального настроя. Развертыванию творческого потенциала личности способствует и дух состязательности, участие в различных школьных конкурсах, например, "Учитель года".
Демократические формы контроля как инструмент мотивации    В последние годы функции внутришкольного контроля существенно изменились. При гибком алгоритме управления контроль рассматривается как профессиональная помощь, направленная на преодоление разрыва между тем, что есть, и тем, что должно быть. Работник нуждается в том, чтобы его труд был замечен и по достоинству оценен. Он примет корректное замечание или совет, т.к. испытывает потребность в улучшении качества своей работы.
   Администрация ВСОШ № 4, учитывая деятельность каждого учителя, подчеркивает ее значимость тем, что своевременно информирует коллектив о результатах своих наблюдений. Широко используются открытые формы контроля, взаимоконтроль, самоконтроль. Важные для функционирования школы решения принимаются совместно со всем коллективом.    Поэтому контроль входит в сферу потребностей, мотивирует стремление к повышению квалификации, способствует развитию творческого потенциала педагогов школы.

Деятельность педагогического коллектива ориентирована на раскрытие индивидуального потенциала школьника, реализацию личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, социализацию.

Исходя из этого, педагогический коллектив определяет для себя следующие задачи:

1. Усиление воспитывающей функции образовательного процесса, создание условий для сохранения контингента, получения всеми учащимися полноценного образования, преодоления второгодничества, раскрытия творческого потенциала школьника.

2. Формирование учебной мотивации, основ нравственной культуры и культуры здоровья подростков, воспитание гражданина-патриота.

3. Оказание психолого-педагогической помощи в социализации и самореализации личности подростка.

4. Повышение эффективности диагностики и контроля за знаниями, умениями и навыками как способ преодоления второгодничества.

В школе созданы очные и заочные классы, классы с сокращенным сроком обучения для талантливых детей, обучающихся в ВОККИ, и классы компенсирующего обучения для педагогически запущенных учащихся.

Класс компенсирующего обучения создается для учащихся II ступени, начиная с 7 класса.

Цель организации класса компенсирующего обучения - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения.

Педагогический коллектив имеет достаточную подготовку для работы с этой категорией подростков и ведет целенаправленную, систематическую работу, направленную на коррекцию и развитие личности школьников, психолого-педагогическую поддержку, социальную адаптацию.

Педагогический коллектив имеет четко обозначенную систему педагогического воздействия на учащихся, разработаны программы и схемы, предусматривающие деятельность школы по преодолению второгодничества, коррекционно-воспитательной работы, по профилактике правонарушений, гражданско-правовому и патриотическому воспитанию и т.п. (см. прил. 9)

Каждый учитель ККО планирует учебно-коррекционную работу, имеет программу формирования общеучебных навыков. Каждый классный руководитель изучает психолого-педагогические особенности своих воспитанников, отслеживает малейшие изменения в личностном развитии, на регулярных консилиумах и мини-педсоветах совместно с учителями-предметниками и психологом вырабатывает тактику педагогического воздействия и подходящие методы обучения и воспитания, поддерживает контакты с наркологом, инспектором ПДН, ведет работу с родителями Разработана модель психологической службы, координирующая деятельность учителей, классных руководителей и всех школьных подразделений по диагностике и оказанию психолого-педагогической поддержки учащимся ККО.

Создана модель выпускника школы, которая служит ориентиром для педагогов по развитию личности старшеклассника.