ПРОГРАММА

элективного  курса   для   учащихся  профильной школы 10-11 классов

ЭКОЛОГИЯ. ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА

 

Программа была представлена  на  всероссийском  открытом конкурсе “ Педагогические  инновации - 2003 ” и  награждения Дипломом  лауреата конкурса.

 

 

Автор программы: Бегмат Л. П.,

учитель СШ № 40 г.Владиимр

 

Пояснительная записка

 

Благоприятная окружающая среда имеет наивысший приоритет в социально-экономическом и политическом развитии общества.

В связи с этим необходимо интегрированное изучение и введение элективных курсов, в которых природа рассматривается, как источник экономических ресурсов, проводится связь естественной и антропогенной сред, связи экологии и экономики, экономики с политикой. Кроме того у учащихся старших классов должны формироваться правовые знания, развиваться эколого-правово мышление о проблемах окружающей среды в современном мире. Они должны связывать рационализацию природопользования с высоким уровнем правовой, экономической и экологической культуры населения, уметь оценивать влияния экономического развития общества на характер природопользования. Это позволит познакомить учащихся со спецификой видов деятельности (стать экономистом, экологом, юристом) которые, возможно, станут для него ведущими и повлияют на выбор им профессиональной деятельности.

С этой целью и была создана программа элективного курса “Экология. Экономика. Политика”.

Содержание курса рассчитано на учащихся 10-11 классов с повышенным уровнем обученности, так как он намного шире обязательного учебного минимума.

Требования к уровню подготовки учащихся, включенные в программу, задают систему итоговых результатов, достижение которых является обязательным условием формирования личности, способной  не только оценивать экологическое состояние окружающей среды, и необходимость разумного природопользования, но и уметь применять теоретические знания при разрешении конкретных ситуаций, сознавать свою юридическую и гражданскую ответственность за последствия экологических правонарушений.

Существенные изменения в содержании школьного образования, связанные с профильной подготовкой учащихся, явились предпосылками создания курса.

Курс инновационный, призванный обобщить знания учащихся, полученные в базовых курсах и  связанные с освоением, использованием и охраной природных условий и ресурсов живой природы и окружающей среды человека с учетом влияния экономического развития общества на характер природопользования.

В курсе рассмотрены тенденции совместного развития природной и техногенной среды, общества и экономики; освещены особенности международного права в области экологии, российского законодательства по экологии.

 

*  *  *

Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов (двухгодичный) .  34 часа в 10 классе и 34 часа в11 классе. Всего 68 часов. (10 часов резервное время), особенность курсов - междисциплинарность.

Важнейшим условием эффективности изучения курса является законченное экологическое образование в рамках средней школы (“Экология” в 9 классе) и изучение экономики  в 9,10,11 классах.

Цель данного курса:

-          способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

-          формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству;

-          экологического и правового мышления;

-          развитие интереса к базовым курсам (экономика, экология, физика).

Основная задача:

-         формирования интеллектуальной и практических умений учащихся в области социальной экологии, экологического права;

-         показать, что экологические блага (благоприятная окружающая среда) имеют наивысший приоритет в социально-экономическом и политическом развитии общества, составляя содержание экологической безопасности, к которой ведет рациональная экологическая политика;

-         создание условий для выбора направления профессиональной деятельности в будущем.

 

Курс состоит из 2-х частей - теоретической и практической. Это дает возможность учащимся в рамках курса применять на практике свои знания и умения.

Предусмотренный практикум может быть проведен либо в конце изучения теоретической части, либо по мере изучения отдельных тем.

 

 

Теоретическая часть включает 3 раздела:

 

1. Социальная экология, как объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой их окружения;

2. Основы экологического права (правовой режим использования и охраны природы, международно-правовая охрана окружающей среды);

3. Посвящен региональному аспекту (природопользование во Владимирской области).

 

Содержание курса раскрывается средствами научного знания как основного компонента, а также с помощью морали, искусства, религии как аспектное сопутствующее знание.

Такой подход к содержанию позволяет формировать экологическую культуру школьников. Кроме того в курсе продуманны деловые игры, дискуссии, задания для самостоятельной работы, что позволяет повысить интерес учащихся к курсу и практическую значимость.

Динамика интереса к курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседований в процессе работы, дискуссий, деловых игр. Результативность будет проверятся при помощи итогового зачета в конце курса.

Форма итоговой отчетности - конференция, связанная с природопользованием во Владимирской области.

 

 

Предполагаемый результат обучения.

 

В связи с тем, что данный элективный курс базируется не на одной науке, а интегрирует знания из целого комплекта естественных, гуманитарных и социальных наук, учащиеся, в итоге его изучения, должны овладеть следующими специальными умениями и навыками:

 

-          знать что такое биосфера;

-          уметь раскрывать факторы, влияющие на эволюцию биосферы;

-          определять масштабы воздействия человека на экологическую среду;

-          различать технократический, автократический подходы к решению  экологических проблем, знать аксиому гармонизации общества и природы на основе формирования всеобщей экологической культуры;

-          уметь логически определять процессы взаимодействия организма и среды;

-          оценивать роль населения в деле решения экологических проблем;

-          понимать зависимость экологической политики от экономической политики;

-          знать юридические и гражданские нормы взаимодействия человека с природной средой;

-          оценивать глобальный характер экологических проблем;

-          иметь представление о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды;

-          приобрести систематизированные, целостные знания об обществе и человеке в нём, разумной деятельностью людей и её мотивации, ценностных ориентирах личности, об её ответственности за деятельность перед будущими поколениями.

 

 

Программа курса

 

I. Социальная экология (20 часов)

 

1. Человек - биосоциальный вид (1 час).

 (Основы возникновения человека разумного как вида; культурная эволюция человека).

 

2. Социальная адаптация к окружающей среде ( 4 часа).

(Человек - часть природы, он может жить в ограниченной по своим параметрам среде; человек - житель города; социальные ситуации, вызывающие  у человека стрессы; профилактика усталости; изучение глоссария по теме;  жизнь в высокоурбанизированной стране; негативная  НТР).

 

3. Деятельность человека как антропогенный фактор (3 часа).

 (Демографический взрыв; сознательное ограничение рождаемости в качестве регулирующего фактора; урбанизация и ее предпосылки, последствия; степень выраженности антропогенного влияния).

 

4. Экология, экономика, политика (10 часов).

(Соответствие генетических возможностей параметрам окружающей среды; экологоресурсный потенциал; цены, как механизм естественного отбора; изменение лицензионной политики и политики налогообложения, как факторы, влияющие на качество жизни; экономические эффекты экологических требований; влияние экономического развития страны на окружающую среду; зависимость экономического стимулирования от социальной конъюнктуры; глобалистика, как учение о глобальных проблемах современности – естественнонаучных и общественных).

 

   5. Социальная среда как фактор формирования экологической культуры (1 час).

(Социально-экономическая среда; экономическая и внешняя среда; экологическая культура).

 

6. Концепция устойчивого развития (принципы сохранения, согласования, приоритета, сочетания, безопасности, разумного компромисса).

 

7. Практическая часть ( 1 час). Защита проектов: “Город будущего”.“Транспорт будущего”, “Идеальное общество”, “Семья и окружающая среда” и т. д.

 

II. Основы экологического права (27 часов)

 

1. Система экологического права (4 часа).

(Источник правового регулирования экологических отношений; право собственности на природные ресурсы; экологический контроль; ответственность за экологические правонарушения).

 

2. Основные принципы экологического права (4 часа).

(Правовые ресурсы - основа жизни и деятельности народа; рациональное использование природных ресурсов; учет природных ресурсов; экологическая политика; контроль за использованием природных ресурсов и охранение природной среды; приоритет экологии перед экономикой; экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды).

 

3. Государственное управление экологией (2 часа).

(Понятия, особенности и функции государственного управления: закон РФ “об охране окружающей природной среды”).

 

4. Система органов экологического управления (2 часа).

(Структура, компетенция, разграничение полномочий; социальные органы управления).

 

5. Экологический кризис (5 часов).

(Понятия, структура, экологический кризис в России, причины, пути гармонизации  экологических отношений).

 

6. Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, охраняемые государством (4 часа). (Земля, водный фонд, лесной фонд, экологические права человека как объекта охраны экологического права)

 

7. Практическая часть - 4 часа..

(Деловые игры, дискуссии, анкетирование, самостоятельная работа).

 

8. Формирование министерством экономики РФ стратегии социально-экономического  развития России; рациональное размещение производительных сил; основные направления инвестиционной политики с учетом экологических интересов общественного развития (1 час).

 

9. Международное право в области экологии (3 часа).

(Глобальный характер экологических проблем; назначение международного экологического права; международная организации; всемирное природное наследие; красная книга; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды).

III. Региональные аспекты природопользования (11 часов)

 

1. История природопользования во Владимирской области  (1 час)

 

   2. Город Владимир - проблемы природопользования (2 часа)

(Состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, их охрана и использование; рациональная обстановка; возможность аварийных ситуаций техногенного характера; влияние уровня экономического развития в городе на состояние окружающей среды)

 

  3. Биологические ресурсы Владимирской области.

Влияние уровня экономического развития области на характер природопользования (5 часов)

(Общая характеристика ; история развития ; причины сокращения многообразия видов в области ; современные проблемы , связанные с состоянием растительного и животного мира ; особо охраняемые области ; эволюция идей заповедного дела во Владимирской области ;  влияние экономического развития области на экологическое состояние; современная эколого-экономическая политика; система управления; экологический фонд; экологическая культура населения )

 

  4. Дискуссия “Как связать рационализацию природопользования с высоким уровнем правовой , экономической и экологической культуры населения” (1 час)

 

          5. Особенности пользования, привнесенные НТР в промышленности,

с/х и транспорте. (1 час)

(Заводы, фабрики - их очистительные сооружения ; сбросы , загрязнения воды, земли ; транспорт; совместное развитие природной и техногенной среды)

 

          6. Роль общественности в охране окружающей среды (1 час)

 

        IV. Резервное время (10 часов)

 

 

 

Литература:

                    

1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М, 1993

2. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы: Что происходит? Кто виноват? Что делать? М, 1992

3. Ерофеев Б.В. “Экологическое право” М, 1992

4. Петров В.В. “Экологическое право России” М, 1995

5. Кириленко В.П. “Международное экологическое право” М, 1989

6. Свиридов Э.П. “Международно-правовые вопросы” М, 1981

7. Робинсон Н.А. “Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей Среды” М, 1990

8. Ревелль П. “Среда нашего обитания” М, 1995

9. Реймерс Н.Ф. “Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология” М, 1992

10. Закон РФ “об охране окружающей среды”

11. Кодекс РФ об административных правонарушениях

12. О состоянии окружающей Среды и здоровья населения во Владимирской области - ежегодный доклад

 

Литература для учащихся:

 

1. Л.Н. Гумилёв “Энтогенез и биосфера Земли” М, 1992

2. Н.Ф. Реймерс “Концептуальная экология” М, 1992

3. В.П. Алекеев “Экология” Книга для чтения изд. СМИО, 1993

4. Н.К. Головатенко “Правоведение” Дрофа, 2002 

5. Е.С. Кашанина “Право и экономика” Дрофа ,2000

6. Н.Ф. Равичев “Современная экономика” пособие для старшеклассников 2000

7. В.М. Хачатурян “История мировых цивилизаций” Дрофа, 2000                     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к списку авторов