УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ФИЗИКУ

  

Программа элективного курса для учащихся

9 класса основной школы

 

 

 

автор программы

 Бегмат Л. П., учительСОШ №40, г.Владимир

 

  

Пояснительная     записка

 

Обновление  методологии  образования  связано  с   переориентацией  педагогического  сознания  учителя  на  организацию  диалога  человека  с  окружающим  миром ,  c  выстроением  личностной  картины  мира  ученика

и  учителя  на  основании  этого  диалога.

Мир  переживает  потерю  интереса  к  науке  вообще. Исчезло  представление  о всесилии  науки . Попытка  возрождения  только  нравственного  или  духовного начала  ошибочна. Необходимо  доказать, что  мир  жестко  связан  причинно-следственными  связями  и  социальными  агентами  многих  из  них  являются  сами  люди, их  деятельность. От  того  как  человек  познает  и  понимает  мир зависит  то, как  он  этот мир  развивает. Все  это  явилось  предпосылкой  создания  курса.

Курс  призван  выработать  потребность  самих  учащихся  осуществлять  творческое  преобразование  учебного  материала  с  целью  овладения  физическими  знаниями. Он  должен  способствовать  развитию  ученика, подведению  его  к  овладению  обобщенными  отношениями  в  рассматриваемой  области, к  усвоению  и  овладению  новыми  способами  действий; развивать  учебную  мотивацию  ученика; способствовать  его  жизненному  выбору.

В  курсе  рассматриваются  приемы  учебной  деятельности, исследуются  проблемы  приемов  мыслительной  деятельности.

Программа  курса  рассчитана  на  34  часа  для  учащихся  9  класса.

Важнейшим  условием  эффективности  изучения  курса  является  широкое  использование  учителем  возможностей  физики ( базового курса ) в  профильной  ориентации  учащихся.

Курс  должен  познакомить  ученика  со  спецификой  видов  деятельности, которые  будут  для  него  ведущими, если  он  выберет  в  качестве  сферы  профессиональной  деятельности  физику.

 

Цель данного курса:

создать условия для формирования у обучающихся:

- ярко выраженной ценностной ориентации на качественное образование; интереса к изучению физики;

- интеллектуальных и практических умений в области физики, позволяющих глубоко исследовать явления природы;

-умение самостоятельно приобретать и применять знания ;

-творческих способностей.

 

 

Основная задача курса: дать учащимся практику, которая поможет им лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, способствующими  успешному осваиванию программы по физике в старшей профильной школе.

 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- определять психологические особенности человека;

- анализировать содержание явления (задачи), устанавливать связи между данными и искомыми величинами;

- выбирать наиболее рациональный способ решения задач;

- фиксировать в сознании внутренние характеристики физического явления (задачи) как целостного объекта;

- направлять усилия на изучение свойств замысла физической задачи с помощью её модели с целью формирования общего способа её решения;

- конкретизировать исходную задачу с целью превращения её в систему частных задач, решаемых общим способом;

- использовать  знания и приемы деятельности в новых ситуациях;

- управлять собственным познавательным процессом (определять логическую последовательность, причинно-следственную связь, свойства и т.д.);

- преобразовывать условия физической задачи с целью выявления в ней основного замысла;

- использовать при решении физических вопросов и задач аналогии, алгоритмы, схемы; таблицы, словари и т.д.

 

 

Теоретическая часть включает четыре раздела:

 

I. Введение в курс     - 1 час

II. Формирование специальных приёмов учебной деятельности по усвоению физических понятий   -17 часов

III. Формирование приёмов решения физических задач   - 6 часов

IV. Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач – 10 часов

 

  

I. Введение    ( 1ч.)

1.      Важность знания  приемов учебной деятельности и их использования в процессе познания.(приемы запоминания, наблюдение ,создание образа, решение задачи - обобщенные  способы учебной работы)

 

II. Формирование специальных  приемов учебной  деятельности по усвоению физических  понятий     ( 17ч.)  

1 .В поисках контакта  с самим  собой с( 2ч .)

Основные строения психики человека.

Определение  собственного  социотипа - это определение  ведущего канала твоей взаимосвязи с миром. Определение типа информации , усвояемой тобой быстрее  всего  и с максимальной полнотой (экстраверсия- интроверсия, рациональность-иррациональность , логика-этика, сенсорика - интуиция, четыре темпераментные  группы)

 

2 .Искусство речи ученика  ( 1ч.)

Архитектоника речи. Построение структуры разговора по теме.

 

3.Каждая тема школьного курса  физики - совокупность родственных понятий и соответствующих им умений .   (2ч.)

Выявление семейства родственных понятий  при изучении темы.

Установление иерархической связи  между понятиями. Определение  группы основных и вспомогательных умений , необходимых  для усвоения темы(на примере  темы “Внутренняя энергия”).Составление алфавита по теме. Важность  точности  при использовании  физических терминов.

Выявление перспективного использования изученной темы.

 

4.Качественный подход к рассмотрению  физического явления.   (3ч.)

Выявление  общих и отличительных черт физического явления  в сравнении  с  другими.

Определение условий  возникновения явления. Определение  характерных  признаков явления .Описание физического процесса с помощью  пространственно-временных представлений (на примере  протекания тепловых и механических  процессов).

 

5.Количественный подход к рассмотрению физического явления. (3ч.)

Определение физических величин, описывающих явление.

Определение характерных изменений  физических величин при изменении  условий протекания.

Определение количественных связей между физическими величинами(на примере механических, тепловых, электрических явлений)

 

6.Развитие  мыслительных навыков   (3ч.)

Разработка программы действия при исследовании  конкретной ситуации. Анализ  содержания .Использование схем, таблиц, графиков.

Поиск и  выделение главного, связи с предыдущими знаниями.

Применение знаний в нестандартных условиях. Расширение области применения.

Обобщение и систематизация. Моделирование при изучении физики.

 

7. Использование  некоторых методов  для физических исследований (3ч.)

Использование аналогий при изучении физики.

(Классификация аналогий . Аналогии в исследовании явления) 

Использование метода гипотез в изучении физики.

Метод выделения проблемы (создание проблемных ситуаций, процесс решения проблем)

 

III. Формирование приемов решения задач. Способы развития мыслительной деятельности. 6ч.

1.Осмысление содержания задачи. 1ч.

Анализ содержания, краткая запись условия с помощью данных, рисунка, чертежа, схемы, графика.

Дифференциация задач по видам действий (вычислительные, на построение, измерение, описание и так далее.) Выделение проблемы.

Определение эквивалентности используемых формул при решении задач.

Определение способа решения.

 

2. Активные способы работы с физическими задачами. 3ч.

  -Решение физических задач с помощью алгоритма.

  -Сочетание алгоритмического метода с другими методами решения задач.

  -Решение физических задач методами элементарной математики.

  -Использование аналогий при решении задач.

  -Использование учебника при решении задач (действия по образу, включению в задачу дополнительных вопросов, составление новых задач по образу.)

 

3. Творческий подход к решению задач.2ч.

  -Метод анализа неверного решения.

  -Трансформация физической задачи.

  -Преобразование формы задачи.

  -Преобразование простой задачи в сложную.

  -Преобразование стандартной тренировочной задачи в нестандартную.

                            

IV.Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач. 10 ч.

 

  

Знания, умения, навыки:

 

1. Анализировать содержание текста , устанавливать логические цепочки , выделять главное .

2. Качественно и количественно описывать физические явления .

3. Определять понятие , характеризующее явление , выделять признаки понятия , связь с другими понятиями , область определения .

4. Определять свойства характеризуемые физической величиной , уметь связать данную физическую величину с другими .

5. Устанавливать причинно-следственные связи .

6. Выбирать эффективные способы работы над материалом (таблицы , план , схема , пересказ , заучивание и т.д.) .

7. Отличать что такое теория , практика , понятие , физическая величина , константа , закон , модель , явление .

8. Определять объект моделирования , содержание модели , моделируемые признаки и свойства .

9. Пользоваться моделями для простоты рассмотрения физического процесса .

10. Определять общие контуры системы изложения материала .

 

Знания , умения , навыки  при решении задач :

 

- краткая запись условия

- графически интерпретировать 

- выделять явления

- вычленять понятия , устанавливать связи (явные , скрытые)

- распознавать и отбирать законы

- выбирать рациональный способ решения

- записывать табличные значения

- анализировать функциональные зависимости

- искать другие способы решения

 

 

 

Виды контроля знаний и умений :

 

1)Тесты на печатной основе .

2)Физический диктант .

3)Контрольная работа по решению задач определённым методом , общим методом , с использованием алгоритма , поисковых и т.д.

4)Практические задания по трансформации задач .

5)Практические задания на использование схем организации учебной деятельности .

 

  

Литература для учителей:

 

Якиманская И. C.”Развивающее обучение”, 1979 г.,М. П.

Сироткина Н, Тихонова Л. “В поисках контакта”, 2000 г.,M. П.

Фридман Л. M., Турецкий Е. Н. “ Как научиться решать задачи “, 1984 г.

Малафеев Р. И. “ Проблемное обучение физике”,1980 г. M. П.

Kабанова-Меллер Е. H. “ Учебная деятельность и развивающее обучение”,

1981 год, M. Знание.

Кореляков Ю. A. “ Формирование у учащихся общих методов рассуждения при

решении задач”,1974 год.

Талызина Н. Ф. “ Управление процессом усвоения знаний”, M.МГУ,1975 год.

Cавченко Н. Е. “ Задачи по физике с анализом их решения”, M.П.2000 г.

Трофимова Л. М. "Физика в блок-схемах и таблицах", АСТ-Пресс, 1999 г.

Глазунов А. Т., "Техника в курсе физики средней школы", м. , Просвещение, 1977 г.

 

 

Литература для учащихся:

 

Бутиков Б.K., Быков А.A. ,“Физика в задачах”, Л.,ЛГУ, 1976 год.

Балаш В.А., "Задачи по физике и методы их решения", М., Просвещение, 1983 г.

Низамов И. М., "Задачи по физике с техническим содержанием", М., Просвещение, 1980 г.

Власова И. Г., "Решение задач по физике", ФО "Слово",1996 г.

Орловская М., "Как научиться решать задачи по физике", М., Просвещение, 2001 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к списку авторов