Приложение 1
Как я быстро и внимательно читаю? - 1
(Задания для учащихся по определению скорости чтения)
Скорость чтения определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учётом качества усвоения прочитанного.
V = Q : T × K , где V – скорость чтения; Q – число знаков в тексте (объём);
T – время, затраченное на чтение текста (в минутах);
K – коэффициент понимания.
Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). Иногда скорость чтения измеряется в словах.
Время, затраченное на чтение текста, измеряется в минутах. При переводе количества секунд в десятичные доли минуты пользуйтесь таблицей:
Секунды |
Доли минуты |
|
Секунды |
Доли минуты |
10 |
0,17 |
35 |
0,58 |
|
15 |
0,25 |
40 |
0,67 |
|
20 |
0,33 |
45 |
0,75 |
|
25 |
0,42 |
50 |
0,83 |
|
30 |
0,5 |
55 |
0,92 |
Коэффициент понимания определяется анализом ответов на предлагаемые вопросы по содержанию прочитанного текста. Например, предложены 10 вопросов. При правильном ответе на все 10 вопросов K равняется 1; на 9 вопросов – 0,9; на 8 – 0,8 и т.д.
Для выполнения задания по определению скорости чтения приготовьте секундомер (или часы с секундной стрелкой), тетрадь (или тетрадный лист), ручку.
Инструкция:
1. Запишите время начала чтения (если используете часы) или включите секундомер.
2. Прочитайте контрольный текст.
3. По окончанию чтения запишите конечное время и вычислите время чтения текста (если используете часы) или остановите секундомер и запишите время чтения текста.
4. Прочитайте вопросы, прилагаемые к данному тексту. Текст больше не читайте!
5. Запишите в тетради (или на тетрадном листе) ответы на вопросы.
6. Проверьте правильность ответов на вопросы, используя текст.
7. Определите свой коэффициент понимания.
8. Подсчитайте скорость чтения.
Приложение 1 (продолжение)
Как я быстро и внимательно читаю? - 1
Контрольный текст. Объём 800 знаков.
МЕДАЛЬОН …ОТ КОМАРОВ
Пластмассовый предмет, названный «медальоном», скорее напоминает продолго-ватую зажигалку, чем украшение. Пользуясь им в лесу или на рыбалке, можно не опасаться комаров. Будто невидимая рука отгоняет назойливую мошкару.
Устройство, созданное в студенческом конструкторском бюро Рижского института инженеров гражданской авиации, представляет собой импульсный излучатель ультра-звука. Вставленная в его корпус микросхема по заданной программе варьирует частоту и амплитуду колебаний. Они настолько слабы, что не причиняют какого-либо вреда человеку, но насекомые их ощущают и побаиваются. Это подтвердили экспериментальные исследования.
Необычный прибор, заменяющий химические репелленты, весит около 50 граммов, питается от батарейки «Крона» и способен непрерывно действовать несколько суток. Сейчас разработчики подыскивают партнёров, готовых наладить серийный выпуск новинки.
Шпунгин С. // Вечерняя Москва. –
1989. – 20 мая.
Контрольные вопросы к тексту
для проверки качества усвоения прочитанного и
определения коэффициента понимания
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные (название газеты, дата).
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. В каком институте разработан новый прибор?
6. Что излучает прибор?
7. Сколько он весит?
8. Какой элемент питания используется?
9. Время непрерывного действия прибора?
10. Из какого материала изготовлен прибор?