Программа элективного курса
Самоорганизация личности
автор: Прохорова Ирина Александровна,
учитель биологии и химии, Рождественская средняя
общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
Пояснительная записка
Одна из целей российской школы – развить у учащегося доступную ему готовность к соответствующему уровню и форме непрерывного образования, отвечающего его внутренней потребности. Для этого школьник в ходе УП осознанно воспринимает и запоминает систему знаний о природе (обществе), учится пользоваться этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации), т.е. знания усваиваются на трёх уровнях.
Непрерывность образования, самоорганизация и самообразование школьников, основанные на формировании приёмов рациональной учебной деятельности, позволяют ученику быть готовым к сознательному направлению профессиональной подготовки сообразно личным интересам и потребностям. И, как следствие, выполнение учеником в будущем универсальных для всех граждан социальных функций.
Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации.
Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности по поводу своего престижа. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свёртывания) и переноса информации; деятельность с целью самопроверки полученных результатов (сравнение, релаксация), направленная на культурное оздоровление личности (здоровьесбережение), - выбор этих видов деятельности предопределён качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией.
Итак, самоорганизация – это способность, имеющая интеллектуально-волевую направленность и развиваемая в деятельности.
В ходе осуществления перехода на концентрическую структуру образования возникли противоречия между расширением объёма содержания учебного материала и сокращением временных рамок для его изучения, между увеличением информационной нагрузки и неготовностью учащихся рационально и эффективно овладеть информацией на основе уверенного и чёткого использования навыков учебного труда.
Умею ли я учиться?- 1
(Выписка некоторых результатов диагностирования уровня владения приёмами учебной деятельности учащимися 8 – 11 классов Рсош. 30.10.2003год. 46 учеников.)
Приёмы учебной деятельности |
Количество учеников, выполнивших задание |
Доля (процент) учеников, выполнивших задание |
1. Определение понятий |
38 |
82,6% |
2. Описание |
10 |
21,7% |
3. Объяснение |
18 |
39,1% |
4. «Широта мышления» |
0 |
0% |
5. Обобщение |
24 (в среднем) |
52,2% |
6. Сравнение |
8 |
17,4% |
7. Определение признаков для сравнения |
5 |
10,9% |
8. Классификация |
18 (в среднем) |
39,1% |
9. Определение основы классификации |
0 |
0% |
Анализ выполнения заданий учащимися и более подробная информация о результатах диагностического теста «Умею ли я учиться? - 1» представлены в приложениях №6 и №7 соответственно.
По данным опроса учащихся 8 – 11 классов (24.02.2004 год. 38 учеников.):
10 человек считают, что темп их чтения быстрый (200 и более слов в минуту),
10 человек читают медленно, допуская ошибки в словах,
11человек не способны понять смысл текста без посторонней помощи,
28 человек смогут определить главные мысли прочитанного текста,
20 человек полагают, что данной техники чтения им будет достаточно при обучении на следующей ступени образования,
35 человек имеют желание (на момент опроса) приобрести навыки учебного труда.
Результаты диагностирования уровня сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся Рсош, противоречия, возникшие на первом этапе модернизации образования, привели к выводу о необходимости целенаправленной систематической работы по формированию и развитию умений и навыков учебного труда у учащихся.
Курс «Самоорганизация личности» рассчитан на 20 часов для учащихся 8 - 9 классов.
Ведущая идея курса:
«Формирование способности учащихся осуществлять самоорганизацию личности на основе приёмов учебной деятельности».
Идея курса является дополнением к методической теме школы «Интеграция как средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач».
Задачи курса:
· Формирование приёмов общих приёмов учебной работы (работа с книгой, составление условно логических схем и опорных конспектов);
· Формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей);
· Формирование умений самоорганизации учащихся: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания) для выполнения поставленной цели, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели;
· Формирование сознательного отношения к сохранению здоровья через включение оздоровительных восстанавливающих упражнений.
Программа включает изучение теоретического материала по основам познания психологических качеств личности (внимания); по овладению приёмами умственной деятельности (чтение текста, работа с текстом, составление опорных конспектов, анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация); по формированию культуры здоровья.
Программой предусмотрено проведение анкетирования «Как я читаю?» (Приложение №3), выполнение практических заданий по развитию общеучебных умений и навыков, определению скорости чтения, коэффициента понимания, характеристик внимания («Как развито моё внимание?») и его развитию, выполнению комплексов упражнений оздоровительного характера.
Динамику развития личности учащегося поможет отследить выполнение вводного и итогового диагностических тестов «Умею ли я учиться? - 1» (Приложение №4) и «Умею ли я учиться? - 2» (Приложение №5), вводного и итогового диагностических тестов «Как быстро и внимательно я читаю? - 1» (Приложение №1) и «Как быстро и внимательно я читаю? - 4» (Приложение №2). Однако необходимо чётко осознавать, что развитие быстрого темпа чтения - это работа не одного года.
Особенности данной программы:
· Систематизация содержания курса по вопросу формирования некоторых общеучебных умений и навыков;
· Введение умения составлять опорные условно-логические схемы и опорные конспекты как интегрированного учебного приёма деятельности по обобщению, систематизации материала;
· Включение рефлексивного момента, психологических диагностических тестов, оздоровительных упражнений как возможности «послушать себя» и скорректировать своё состояние;
· Предусмотрены тестовые диагностики, контролирующие динамику развития личности учащегося;
· Включение основных требований к уровню подготовки учащихся.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Понятийный аппарат |
Введение. |
|||
1/1 |
Что значит организовать самого себя? (Диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? - 1») |
1 |
Организация личности, организация труда, НОТ, планирование работы, организация рабочего места, скорость чтения, коэффициент понимания |
2/2 |
Чтение в моей жизни. Как я читаю? Оптимальное чтение, для чего оно мне? (Анкетирование «Как я читаю?») |
1 |
Традиционное чтение и его особенности; регрессии, интегральный алгоритм чтения, артикуляция, малое поле зрения, внимание |
3/3 |
Умею ли я учиться? (Диагностический тест «Умею ли я учиться? - 1») |
1 |
Понятие, описание, объяснение, обобщение, сравнение, классификация |
Понятие – форма мышления. |
|||
1/4 |
Взаимосвязь слова, понятия, термина. |
1 |
Мышление, слово, термин, понятие, обобщающая функция понятия, «широта» мышления, личность, самоорганизация, самоорганизация личности |
2/5 |
Психологические основы запоминания терминов в процессе усвоения понятий. |
1 |
Внимание, память |
3/6 |
Практическое занятие. Учусь анализировать, обобщать и классифицировать. |
1 |
Обобщающая и классифицирующая функция понятия, анализ, основание классификации |
4/7 |
Практическое занятие. Учусь анализировать и сравнивать. |
1 |
Анализ, сходства, различия, существенные признаки, несущественные признаки, сравнение, обобщение |
Учитесь быстро читать. |
|||
1/8 |
Рефлекс сосредоточения – основа внимания. (Практические упражнения на диагностику уровня развития внимания при работе с печатными пособиями) |
1 |
Рефлекс, рефлекс сосредоточения, внимание, законы внимания (апперцепции, установки, четырёх составляющих), эффект сосредоточения |
2/9 |
Алгоритм активизации познавательной деятельности. Интеллектуальный потенциал личности. (Практические упражнения на диагностику уровня развития внимания при работе с печатными пособиями) |
1 |
Познавательная деятельность, алгоритм, алгоритм активизации познавательной деятельности при изучении нового объекта, интеллект |
3/10 |
Внимание при чтении. Способы управления своим вниманием. (Практические упражнения по определению уровня развития показателей внимания.) |
1 |
Внимание, его виды (не- и произвольное, послепроизвольное) и хар-ки (концентрация, устойчивость, переключение, объём), невнимательность и её причины |
4/11 |
Пять способов чтения. Семь золотых правил быстрого чтения. Освоение интегрального алгоритма чтения |
1 |
Углублённое, быстрое, панорамное быстрое, выборочное чтение, чтение – просмотр, сканирование; интегральный алгоритм чтения |
5/12 |
Дифференциальный алгоритм чтения. (Практические упражнения на освоение дифференциального алгоритма чтения, «Как быстро и внимательно я читаю? – 2») |
1 |
Алгоритм, дифференциальный алгоритм чтения, ключевые слова, смысловые ряды, доминанта
|
6/13 |
Что читать? Как читать? (Практические упражнения на определение коэффициента понимания «Как быстро и внимательно я читаю? – 3») |
1 |
Правила чтения газет, научных и научно-популярных книг и журналов, учебников, художественной литературы
|
7/14 |
Можно ли научиться быстро писать? Опорный конспект - база продуктивного мышления. |
1 |
Стенография, конспект, опорные сигналы, условно логические схемы, опорные конспекты, принципы составления опорных конспектов, мышление репродуктивное и продуктивное |
8/15 |
Опорное конспектирование - способ активизации деятельности учащихся по применению и переносу навыков. |
1 |
Опорный конспект, требования к составлению условно логических схем предметного и общего содержания |
9/16 |
Практическое занятие: Составление опорных конспектов. (Групповая деятельность по состав-лению опорного конспекта.) |
1 |
Опорный конспект, требования к составлению условно логичес-ких схем предметного и общего содержания |
10/17 |
Практическое занятие: Составление опорных конспектов. (Индивидуальная деятельность по представлению проекта) |
1 |
Опорный конспект, требования к составлению условно логических схем предметного и общего содержания |
Культура здоровья. |
|||
1/18 |
Культура здоровья и её слагаемые. (Комплекс упражнений для снятия умственной напряжённости, усталости. Гимнастика для глаз.) |
1 |
Здоровье, культура, культура здоровья, факторы укрепления здоровья, понятие об аутогенной тренировке, физич. активность как фактор регулирования психического равновесия в организме. |
Самоорганизация личности и уверенность в своих возможностях. |
|||
1/19 |
Умею ли я учиться? Итоговый диагностический тест «Умею ли я учиться? - 2». |
1 |
Общеучебные интеллектуальные умения |
1/20 |
Самоорганизация личности – шаг к уверенности в возможности интеллектуального и духовного развития личности. Диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? - 4». |
1 |
Самоорганизация и свобода личности, скорость чтения, коэффициент понимания |
Введение. (3) Что значит организовать самого себя? Планирование работы, выбор формы самообразования, организация рабочего места. Диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? - 1».
Особенности традиционных методов чтения. Оптимальное чтение. Для чего нужно оптимальное чтение? Анкетирование «Как я читаю?».
Вводный диагностический тест «Умею ли я учиться? - 1». Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам тестирования.
Понятие – форма мышления. (4) Взаимосвязь слова, понятия, термина. («Широта мышления», обобщающая функция понятия.) Понятия «самоорганизация», «личность», «самоорганизация личности».
Психологические основы запоминания терминов в процессе усвоения понятий. Обобщающая и классифицирующая функция понятий. Практические упражнения по развитию навыков анализа, обобщения, классификации, сравнения. Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам тестирования.
Учитесь быстро читать. (10) Рефлекс сосредоточения – основа внимания. Интеллектуальный потенциал личности. Алгоритм активизации познавательной деятельности. Внимание при чтении. Способы управления своим вниманием.
Практические упражнения по определению уровня развития показателей внимания, быстрому чтению. Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам тестирования.
Пять способов чтения. Семь золотых правил быстрого чтения. Дифференциальный алгоритм чтения.
Как читать газеты, научные и научно-популярные книги и журналы, учебники, художественную литературу?
Можно ли научиться быстро писать? Опорный конспект как база продуктивного мышления, как способ активизации деятельности учащихся по применению и переносу навыков, приобретённых в процессе выполнения одной задачи, к решению другой. Требования к составлению условно-логических схем, опорно-контекстного конспекта. Практические упражнения по составлению опорных схем, конспектов. Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к результатам выполнения практических заданий.
Культура здоровья. (1) Понятие «культура», «здоровье», «культура здоровья». Культура здоровья и её слагаемые. Физическая активность как фактор регулирования психического равновесия в организме.
Комплекс упражнений для снятия умственной напряжённости, усталости. Гимнастика для глаз. (Аутогенная тренировка.)
Самоорганизация личности и уверенность в своих возможностях. (2) Итоговый диагностический тест «Умею ли я учиться? - 2». Самоорганизация личности – шаг к уверенности в возможности интеллектуального и духовного развития личности. Диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? - 4».
Рефлексивно-оценочный момент: выработка собственного отношения к изученному материалу и собственным результатам обучения.
План отслеживания результатов
обучающей деятельности учителя
1. Вводный контроль:
диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? -1»;
диагностический тест «Умею ли я учиться? - 1»;
анкетирование «Как я читаю?».
2. Промежуточный контроль: практические упражнения по определению скорости
чтения, коэффициента понимания, уровня сформированности умений
обобщать, классифицировать, сравнивать, составлять опорный конспект
(схему), уровня развития характеристик внимания.
3. Итоговый контроль:
диагностический тест «Умею ли я учиться? - 2»;
диагностический тест «Как быстро и внимательно я читаю? - 4».
Что отслеживаю? |
Как отслеживаю? |
Периоди-чность |
Скорость чтения; коэффициент понимания |
Вводный диагностический тест«Как быстро и внимательно я читаю? -1»
|
Занятие №1 |
Самооценка навыков чтения |
Анкетирование «Как я читаю?».
|
Занятие №2 |
Уровень сформированности общеучебных приёмов умственной деятельности |
Вводный диагностический тест «Умею ли я учиться? - 1»
|
Занятие №3 |
Уровень развития характеристик внимания: концентрации, устойчивости, переключения, объёма. |
Диагностический тест«Как развито моё внимание?» |
Занятие №10 |
Скорость чтения; коэффициент понимания |
Диагностический тест«Как быстро и внимательно я читаю? – 2» |
Занятие №12 |
Скорость чтения; коэффициент понимания |
Диагностический тест«Как быстро и внимательно я читаю? – 3» |
Занятие №13 |
Умение составить опорный конспект |
Групповое задание по тексту предметного содержания |
Занятие №16 |
Умение составить опорный конспект |
Индивидуальное задание по тексту предметного содержания |
Занятие №17 |
Уровень сформированности общеучебных приёмов умственной деятельности |
Итоговый диагностический тест «Умею ли я учиться? - 2»
|
Занятие №19 |
Скорость чтения; коэффициент понимания |
Итоговый диагностический тест«Как быстро и внимательно я читаю? -4»
|
Занятие №20 |
Называть (приводить примеры) понятия; способы чтения различных источников информации; правила быстрого чтения; приёмы снятия напряжённости, усталости, способы развития внимания.
Характеризовать (описывать) понятия: «самоорганизация», «личность», «самоорганизация личности», «культура», «здоровье», «культура здоровья», «внимание», «память», «анализ», «сравнение», «обобщение», «классификация», «опорный конспект».
Обосновывать причины сходств и различий между сравниваемыми объектами; классификацию объектов на основе выбранного признака; проведённое обобщение объектов.
1. Андрееев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
2. Андрееев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательным: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М: Педагогика, 1989, с.325 - 327.
4. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
5. Бруновт. Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование); Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981.
6. Бурмистрова Л., Мороз В. Рекорды человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с.60-61 (Серия «Всемирная детская энциклопедия»).
7. Бурцева О.Ю. Учим ли мы наших детей учиться? – Биология в школе, №1 /Под ред. Ребровой Л.В. - М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2003, с.29-31.