Приложение 3

Как  я  читаю?

(Анкета для учащихся по определению уровня владения техникой чтения)  

 

Инструкция:  1. Внимательно прочитайте вопросы анкеты «Как я читаю?».

                          2. Выберите один ответ из пяти вариантов ответов, реально оценивая себя.   

                         3. Определите свой уровень техники чтения, пользуясь «ключом».  

      

1. Всегда ли я, начиная чтение, имею чёткую цель и мотив?

    А- всегда очень чёткую и чтение мотивировано          

    Б- всегда приблизительно и без мотива      

    В- иногда                                   Г- лишь изредка                     Д- никогда.

    2. Меняю ли я скорость чтения на протяжении одной статьи?

    А- постоянно меняю                               Г- всегда читаю со средней скоростью

    Б- иногда                                                  Д- всегда читаю очень медленно.

    В- скорость определяю перед началом чтения заранее

3. Удаётся ли целиком сосредоточиться на тексте?

    А- удаётся всегда                                                 Г- в редких случаях

    Б- в основном удаётся                                        Д- не удаётся.

    В- лишь в случае, если материал очень интересный

4. Могу ли я быстро понять структуру читаемого текста?

    А- построение текста чувствую всегда

    Б- понять, какие разделы наиболее важны, мне удаётся быстро

    В- после прочтения небольшой части уже представляю себе структуру

    Г- разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст

    Д- на структуру не обращаю внимания.

5. Могу ли я понять сразу смысл целого предложения или хотя бы его части?

    А- могу всегда                                   В- иногда                       Д- не могу.

    Б- могу, если текст лёгкий               Г- изредка

6. Возвращаюсь ли я повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

    А- никогда

    Б- если есть незнакомые места, то возвращаюсь

    В- изредка возвращаюсь из-за непонимания слов

    Г- иногда, если не понимаю смысл текста

    Д- возвращаюсь часто по различным поводам.

7. Вожу ли по строке пальцем (карандашом) или слежу за текстом движением головы?

    А- голова и руки всегда без движения                               Г- часто

    Б- иногда двигаю головой                                                   Д- всегда так делаю.

    В- при чтении важных мест вожу пальцем по тексту

8. Проговариваю ли вслух или про себя то, что читаю?

    А- всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю

    Б- не могу ответить точно                          

    В- произношу отдельные (трудные) слова

    Г- часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст

    Д- всегда читаю с артикуляцией.

9. Возникают ли у меня образные представления того, что читаю?

    А- возникают всегда                В- затрудняюсь ответить               Д- никогда.

    Б- иногда                                    Г-  очень редко

10. Как двигаются мои глаза при чтении?

    А- вертикально, плавно и быстро посередине страницы

    Б- зигзагообразно, от строчки к строчке      Г- с остановками на каждой строчке

    В- по диагонали                                              Д- с остановкой на каждом слове.

 

Приложение 3 (продолжение)

 

 

«Ключ» к анкете «Как я читаю?».

(Правила обработки полученных результатов)

 

      Обработка проводится путём сравнения ответов учащегося с «ключевыми» ответами. Для этого буквенные ответы необходимо перевести в баллы в соответствии с правилом:

 

Ответ  А –  10 баллов            Ответ  В –  4 балла                 Ответ  Д –  0 баллов

Ответ  Б –  6 баллов              Ответ  Г –  2 балла

 

       Подсчитайте общую сумму баллов. Определите свой уровень техники чтения:

 

·        100 баллов  -  я профессиональный читатель;

·        80  -  70 баллов  - я обучен навыкам быстрого чтения;

·        50  40 баллов  - я эрудированный, но не обученный навыкам быстрого  чте-ния; 

·        30  20 баллов  -  я обычный рядовой читатель, таких большинство.

 

 

Юный друг!

Желаю  в  ближайшем будущем овладеть навыками быстрого чтения.

Для  выполнения  этой  реальной  задачи  потребуются

твоё  желание,  уверенность в собственных силах,

терпение и настойчивость,  трудолюбие.