Приложение 3
Как я читаю?
(Анкета для учащихся по определению уровня владения техникой чтения)
Инструкция: 1. Внимательно прочитайте вопросы анкеты «Как я читаю?».
2. Выберите один ответ из пяти вариантов ответов, реально оценивая себя.
3. Определите свой уровень техники чтения, пользуясь «ключом».
1. Всегда ли я, начиная чтение, имею чёткую цель и мотив?
А- всегда очень чёткую и чтение мотивировано
Б- всегда приблизительно и без мотива
В- иногда Г- лишь изредка Д- никогда.
2. Меняю ли я скорость чтения на протяжении одной статьи?
А- постоянно меняю Г- всегда читаю со средней скоростью
Б- иногда Д- всегда читаю очень медленно.
В- скорость определяю перед началом чтения заранее
3. Удаётся ли целиком сосредоточиться на тексте?
А- удаётся всегда Г- в редких случаях
Б- в основном удаётся Д- не удаётся.
В- лишь в случае, если материал очень интересный
4. Могу ли я быстро понять структуру читаемого текста?
А- построение текста чувствую всегда
Б- понять, какие разделы наиболее важны, мне удаётся быстро
В- после прочтения небольшой части уже представляю себе структуру
Г- разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст
Д- на структуру не обращаю внимания.
5. Могу ли я понять сразу смысл целого предложения или хотя бы его части?
А- могу всегда В- иногда Д- не могу.
Б- могу, если текст лёгкий Г- изредка
6. Возвращаюсь ли я повторным взглядом к уже прочитанному тексту?
А- никогда
Б- если есть незнакомые места, то возвращаюсь
В- изредка возвращаюсь из-за непонимания слов
Г- иногда, если не понимаю смысл текста
Д- возвращаюсь часто по различным поводам.
7. Вожу ли по строке пальцем (карандашом) или слежу за текстом движением головы?
А- голова и руки всегда без движения Г- часто
Б- иногда двигаю головой Д- всегда так делаю.
В- при чтении важных мест вожу пальцем по тексту
8. Проговариваю ли вслух или про себя то, что читаю?
А- всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю
Б- не могу ответить точно
В- произношу отдельные (трудные) слова
Г- часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст
Д- всегда читаю с артикуляцией.
9. Возникают ли у меня образные представления того, что читаю?
А- возникают всегда В- затрудняюсь ответить Д- никогда.
Б- иногда Г- очень редко
10. Как двигаются мои глаза при чтении?
А- вертикально, плавно и быстро посередине страницы
Б- зигзагообразно, от строчки к строчке Г- с остановками на каждой строчке
В- по диагонали Д- с остановкой на каждом слове.
Приложение 3 (продолжение)
«Ключ» к анкете «Как я читаю?».
(Правила обработки полученных результатов)
Обработка проводится путём сравнения ответов учащегося с «ключевыми» ответами. Для этого буквенные ответы необходимо перевести в баллы в соответствии с правилом:
Ответ А – 10 баллов Ответ В – 4 балла Ответ Д – 0 баллов
Ответ Б – 6 баллов Ответ Г – 2 балла
Подсчитайте общую сумму баллов. Определите свой уровень техники чтения:
· 100 баллов - я профессиональный читатель;
· 80 - 70 баллов - я обучен навыкам быстрого чтения;
· 50 - 40 баллов - я эрудированный, но не обученный навыкам быстрого чте-ния;
· 30 - 20 баллов - я обычный рядовой читатель, таких большинство.
Юный друг!
Желаю в ближайшем будущем овладеть навыками быстрого чтения.
Для выполнения этой реальной задачи потребуются
твоё желание, уверенность в собственных силах,
терпение и настойчивость, трудолюбие.