Приложение 6
Анализ выполнения учащимися заданий диагностического теста
«Умею ли я учиться? - 1»
Инструкция пункт 1. Подписание работы.
Возможные ошибки: Ученики не по порядку указали информацию о себе; что-то из перечисленного не указали вообще.
Задание 1. Определение понятий.
Возможные ошибки: Ученики могли выписать правило теорему закон, расшифровку термина, а не определение понятия. Например, «Чешуя – это кожа пресмыкающихся», «Масса веществ до реакции равна массе полученных после реакции веществ». Большинство учащихся считает, что всё выделенное особым шрифтом или заключённое в рамку, - и есть определение понятия.
Ученики не смогли чётко указать название учебника, год его издания.
Задание 2. Описание.
Ответ: «Днём светло, а ночью темно», - простейшее описание.
Возможные ошибки: Ученики объясняли причину смены дня и ночи; не увидели разницу в словах «опишите» и «объясните», т.е. не различают смысл двух приёмов умственной работы.
Задание 3. Объяснение.
Ответ: «Причина смены дня и ночи на планете Земля – вращение Земли вокруг своей оси».
Возможные ошибки: Логическая (а не движение Земли вокруг Солнца);
Фактологическая («Движение Солнца вокруг Земли»).
Задание 4. Вопрос на «широту мышления».
Ответ: Треугольники бывают равнобедренные, равносторонние, прямоугольные, НО и такие как БЕРМУДСКИЙ, ЛЮБОВНЫЙ …
Задание 5. Обобщение.
Ответ: 1. Животные; живые организмы
2. Числа.
Возможные ошибки: 1. Звери
2. Цифры.
Задание 6. Продолжите.
Ответ: 1. Любое слово, состоящее из пяти букв (по логике рассуждения).
2. Название любой учебной дисциплины (учебного предмета).
Возможные ошибки: Ученики могли перепутать это задание с заданием 5, т.е. могли обобщить.
Задание 7. Сравнение.
Ответ: Нужно было найти сходства и различия между организмами (а не как между героями сказок или функциональными группами); выбрать 3 – 5 признаков для сравнения; составить таблицу сравнения; в идеале, сделать вывод о причинах сходств и причинах различий.
Возможные ошибки: Ученики нашли только сходства (или только различия); не выделили признаки для сравнения; не составили таблицу.
Возможный вариант выполнения задания на сравнение чего – либо (кого - либо).
Признаки для сравнения |
Щука |
Собака |
1. Систематическое положение: А) Тип Б) Класс |
А) Хордовые Б) Костные рыбы |
А) Хордовые Б) Млекопитающие |
2. Среда обитания |
Водная |
Наземно-воздушная |
3.Покров тела |
Костные чешуи |
Волосяной, из рогового вещества |
4. Конечности |
Плавники парные и непарные |
2 пары лап с когтями |
5. Кровеносная система |
Замкнутая |
Замкнутая |
6. Органы дыхания |
Жабры |
Лёгкие |
Вывод: Сходства в строении позволяют отнести этих животных к одному типу. Различия связаны с обитанием в разных средах и позволяют отнести этих животных к разным классам.
Задание 8. Классификация.
Ответ: 1. а) Глаголы и существительные (части речи).
б) Слова из 4-ёх букв и слова из 5-ти букв (количество букв).
2. а) Вещества твёрдые и вещества жидкие (агрегатное состояние).
б) Пищевые продукты и непищевые продукты (пригодность продуктов в пищу
человеку).
3. а) Чётные числа и нечётные числа (деление на 2).
б) Однозначные числа и двузначные числа (значность).
в) Кратные трём и некратные трём (деление на 3) и т.д.
Возможные ошибки: Ученики не смогли выполнить задание, т.к. не знают, что такое классификация. Самым трудным для детей может оказаться выделение основания классификации.