Приложение 6

 

Анализ выполнения учащимися заданий диагностического теста

«Умею ли я учиться? - 1»

 

 

Инструкция пункт 1.  Подписание работы.

Возможные ошибки: Ученики не по порядку указали информацию о себе; что-то из перечисленного не указали вообще.

 

Задание 1. Определение понятий.

Возможные ошибки: Ученики могли выписать правило теорему закон, расшифровку термина, а не определение понятия. Например, «Чешуя – это кожа пресмыкающихся», «Масса веществ до реакции равна массе полученных после реакции веществ». Большинство учащихся считает, что всё выделенное особым шрифтом или заключённое в рамку, - и есть определение понятия.

Ученики не смогли чётко указать название учебника, год его издания.

 

Задание 2. Описание.

Ответ: «Днём светло, а ночью темно», - простейшее описание.

 

Возможные ошибки: Ученики объясняли причину смены дня и ночи; не увидели разницу в словах «опишите» и «объясните», т.е. не различают смысл двух приёмов умственной работы.

 

Задание 3. Объяснение.

Ответ: «Причина смены дня и ночи на планете Земля – вращение Земли вокруг своей оси».

 

Возможные ошибки:  Логическая (а не движение Земли вокруг Солнца);

                                     Фактологическая («Движение Солнца вокруг Земли»).

 

Задание 4. Вопрос на «широту мышления».

Ответ: Треугольники бывают равнобедренные, равносторонние, прямоугольные, НО и такие как  БЕРМУДСКИЙ, ЛЮБОВНЫЙ …

 

Задание 5. Обобщение.

Ответ:    1. Животные; живые организмы

               2. Числа.

Возможные ошибки:   1. Звери

                                      2. Цифры.

 

Задание 6. Продолжите.

Ответ:   1. Любое слово, состоящее из пяти букв (по логике рассуждения).

              2. Название любой учебной дисциплины (учебного предмета).

 

Возможные ошибки:  Ученики могли перепутать это задание с заданием 5, т.е. могли обобщить.

 

 

Задание 7. Сравнение.

Ответ: Нужно было найти сходства и различия между организмами (а не как между героями сказок или функциональными группами); выбрать 3 – 5 признаков для сравнения; составить таблицу сравнения; в идеале, сделать вывод о причинах сходств и причинах различий.

 

Возможные ошибки:  Ученики нашли только сходства (или только различия); не выделили признаки для сравнения; не составили таблицу.

 

Возможный вариант выполнения задания на сравнение чего – либо (кого - либо).

 

Признаки для сравнения

Щука

Собака

1. Систематическое положение:

А) Тип

Б) Класс

 

 

А) Хордовые

Б) Костные рыбы

 

 

А) Хордовые

Б) Млекопитающие

2. Среда обитания

Водная

Наземно-воздушная

3.Покров тела

Костные чешуи

Волосяной, из рогового вещества

4. Конечности

Плавники парные и непарные

2 пары лап с когтями

5. Кровеносная система

Замкнутая

Замкнутая

6. Органы дыхания

Жабры

Лёгкие

 

Вывод: Сходства в строении позволяют отнести этих животных к одному типу. Различия связаны с обитанием в разных средах и позволяют отнести этих животных к разным классам.

 

 

Задание 8. Классификация.

Ответ:  1. а) Глаголы и существительные (части речи).

                 б) Слова из 4-ёх букв и слова из 5-ти букв (количество букв).

             2. а) Вещества твёрдые и вещества жидкие (агрегатное состояние).

                 б) Пищевые продукты и непищевые продукты (пригодность продуктов в пищу

                     человеку).

             3. а) Чётные числа и нечётные числа (деление на 2).

                 б) Однозначные числа и двузначные числа (значность).

                 в) Кратные трём и некратные трём (деление на 3) и т.д.

 

Возможные ошибки: Ученики не смогли выполнить задание, т.к. не знают, что такое классификация. Самым трудным для детей может оказаться выделение основания классификации.